Private Colleger of transportation
image
Начало Форум-основен Форум-Модел Криле Океан Океан Dreams Оръжие Криле Ретросалон Нато и България Галерия Новини Поръчай онлайн
Голямата грешка на Тръмп при срещата му с Путин · Farnborough International Air Show 2018: 1000-ят ATR 72 и премиера в САЩ · Порожанов: Оставка няма да подам · Борисов обеща:Няма изобщо да им се дадем този път!!! · Embraer показва зъби на втория ден от шоуто на Фарнбъроу · Тристранката одобри промени в ТЕЛК-Симеонов: Край на инвалидност за шипове и избити зъби ·

Select Forum Language:

 
Hot topics:
В момента е: Сря 18 Юли 2018, 10:11
Часовете са според зоната UTC + 2
 Главната страница » ОКЕАН - МОРСКИ ФОРУМ » Съвременен военен флот
История
Модератори: Sea Dog
Създайте нова тема   Напишете отговор Предишната тема :: Следващата тема
Страница 1 от 2 [23 Мнения]   Иди на страница: 1, 2 Следваща
Автор Съобщение
Елемаг
[Moderator]


Регистриран на: 01 Яну 2004
Мнения: 27516
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Пет 29 Юни 2007, 12:28    Заглавие:  История  

Cool Cool Cool
В США вышла книга, раскрывающая тайну гибели К-129 и АПЛ "Скорпион"

ВАШИНГТОН, 28 июн - РИА Новости, Аркадий Орлов. США и Россия уже почти 40 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки "Скорпион" боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой, утверждает автор опубликованной в США новой книги-расследования "Scorpion Down" военный журналист Эд Оффли.

"22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими подводными силами", - заявил Оффли в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе.

Секретные договоренности между США и Россией о неразглашении настоящих причин гибели АПЛ "Скорпион" "существовали и продолжают существовать", утверждает автор книги, который работал над своим расследованием на протяжении 25 лет.

По официальным данным, АПЛ "Скорпион", имевшая на борту две торпеды с ядерными боеголовками Mark-45, погибла со всем экипажем в составе 99 человек при до сих пор невыясненных обстоятельствах в мае 1968 года в районе Азорских островов в Атлантическом океане.

Оффли утверждает, что на самом деле американская подлодка была потоплена советской атомной подводной лодкой класса "Эхо-2", которая после короткой подводной схватки выпустила по "Скорпиону" торпеду.

Торпеда ударила "Скорпион" в корпус в районе центральной рубки и спустя 90 секунд после мощного взрыва американская подлодка, рассыпаясь на части, начала падать на океанское дно.

Оффли при этом утверждает, что уничтожение "Скорпиона" было "местью" советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.

"Гибель "Скорпиона" была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129", - пишет в книге Оффли, который считает, что США не были причастны к гибели К-129, но "многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон".

Трагедии 1968 года были частью подводной "разведывательной войны", многие подробности которой до сих пор засекречены, полагает автор книги.

"Возможно, что конфронтация между "Скорпионом" и советской подводной лодкой могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля", - пишет Оффли, подчеркивая, что "в любом случае после того, как "Скорпион" оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду о К-129 и "Скорпионе".

Оффли утверждает также, что место гибели "Скорпиона" было найдено американцами не 29 октября 1968 года, как до сих официально утверждается, а еще 9 июня, и что координаты этого места были переданы ВМС США советской стороной.

В книге приводятся многочисленные факты срочного уничтожения в ВМС США многих важных документов и других вещественных доказательств, связанных со "Скорпионом", а также примеры преднамеренного, по утверждению автора, "запутывания" официального расследования, от которого были скрыты многие материалы, включая сделанную на Багамских островах и хранившуюся на базе ВМС США в Норфолке (штат Вирджиния) запись сигналов подводных сонаров системы SOSUS, где отчетливо слышны шумы двух маневрирующих подводных лодок, пуск торпеды, мощный взрыв и разрушение корпуса одной из подлодок.

"Экипаж АПЛ "Скорпион" погиб в бою", - утверждает Оффли, обвиняя ВМС США в сокрытии истинных причин гибели подлодки.

Отвечая на вопросы на презентации своей книги, Оффли рассказал, что никто из представителей Пентагона или ВМС США пока официально не отреагировал на выход новой книги, но он уже получил "десяток" посланий по компьютерной почте от американских ветеранов-подводников, которые сообщили ему, что для них настоящие причины гибели "Скорпиона" не были тайной.

В конце своей книги Оффли напоминает также о том, что "в октябре 1992 года во время визита в Москву для встречи с российскими лидерами тогдашний директор ЦРУ Роберт Гейтс (нынешний министр обороны США) передал президенту Борису Ельцину видеопленку и советский военно-морской флаг".
На видеозаписи была запечатлена церемония морских похорон шести советских моряков, тела которых были извлечены американцами во время тайной операции по подъему советской АПЛ К-129.

"Флаг, который Гейтс передал российскому президенту, покрывал их (моряков) гробы, прежде чем они были преданы морской пучине", - пишет автор книги.

_________________
ЕДИНСТВЕНОТО ПРАВО НА ВРАГА Е ДА БЪДЕ УНИЩОЖЕН!
Click to see if image is larger
Да бъдеш добър е лесно. Трудно е да бъдеш справедлив!
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
popay_the_sailor
[Admin]


Регистриран на: 06 Яну 2004
Мнения: 10243
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Чет 30 Авг 2007, 05:17    Заглавие:  

Утопленница от рождения
От погибшей лодки К-159 ждали аварии каждый день

Борис Ямшанов

"Российская газета" - Федеральный выпуск №3287 от 1 сентября 2003 г.


Прокомментировать ситуацию мы попросили ученого и практика, много лет посвятившего изучению морских проблем и военной службе на флоте, доктора наук, профессора Ивана Поваляева, капитана 1 ранга запаса, в свое время служившего заместителем командира 17-й дивизии атомных торпедных подводных лодок. Той самой, в которую входила К-159. Вот что он нам рассказал:


- Я хорошо знаю эту лодку. Помню, как мы с командиром дивизии ежедневно, направляясь на подъем флага к восьми утра, начинали свой рабочий день с осмотра, на месте ли К-159. Дело в том, что эта лодка была экспериментальной: на ней были установлены не стальные, как на всех, а пластмассовые переборки в системе ВВД - воздуха высокого давления, который и держит лодку на плаву. Во время одного из плаваний при погружении на глубину 400 метров они нарушились и с тех пор систему приходилось постоянно поддувать. Этим и было вызвано наше беспокойство: уж не затонула ли за ночь?
Как могли догадаться буксировать такую махину в три с половиной тысячи тонн на понтонах, уму не постижимо. Это очевидная глупость. Лодку надо было заварить наглухо, как говорят моряки, "законвертовать", тогда ее транспортировка стала бы безопасной. Еще труднее понять, почему на лодке оказались люди, их там быть не должно. Зачем и кто это решил? Такое решение не поддается осмыслению. Главную причину случившегося я вижу в слабой профессиональной подготовке людей, организовавших эту операцию. Претензии предъявляют сейчас капитану 2 ранга Жемчужному, но я абсолютно уверен, что он лишь исполнитель, а решение принималось как минимум на уровне штаба флота. В свое время в отделе подводных лодок этого штаба работали очень опытные люди, но боюсь, что они все уже ушли. Уверен, опытный адмирал никогда бы не принял столь опрометчивого решения. Думаю, что из этой трагедии вывод надо делать министру обороны и касается этот вывод уровня профессионализма кадров. Вряд ли разумно, что, проводя реформу, увольняют прежде всего опытных офицеров и адмиралов, делая ставку на молодежь. Молодых моряков кто-то должен учить, и учить хорошо.
Я не разделяю точку зрения начальника штаба флота, заявившего, что лодку необходимо поднимать. Опыт "Курска" убеждает, как это непросто и дорого. На К-159 ядерные реакторы заглушены, реакторный отсек герметичен - в таком положении лодка совершенно безопасна и может лежать на дне без ущерба окружающей среде сотни лет. А погибших на ней моряков все равно не вернуть. По вековой морской традиции погибшее судно считается их могилой, к которой относятся с уважением.

_________________
Rolling, turning, diving
Rolling, turning, diving, going in again
Run, live to fly, fly to live, do or die
Run, live to fly, fly to live, Aces high.
--------------------------------------------
Есть ложь, наглая ложь и советская историография
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
ICQ Номер 
Елемаг
[Moderator]


Регистриран на: 01 Яну 2004
Мнения: 27516
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Пон 24 Сеп 2007, 11:01    Заглавие:  

Cool Cool Cool
Британцы рассекретили тайную операцию боевых пловцов на советском крейсере
Министерство обороны Великобритании рассекретило факт проведения тайной операции боевых пловцов Королевского флота в 1955 году на военно-морской базе Портсмут, где в это время находились с дружественным визитом советские крейсеры "Свердлов" и "Александр Невский", пишет газета The Times.
Как отмечается, "успешная операция по исследованию гидроакустического оборудования" "Свердлова" была осуществлена в октябре. Это произошло за шесть месяцев до того, как во время похожей миссии в Портсмуте в апреле 1956 года погиб ветеран 12-й флотилии британского флота, капитан 2 ранга Лайонел Крэбб.

Он попытался исследовалось днище крейсера "Орджоникидзе", на котором в Великобританию прибыл советский лидер Никита Хрущев. Во время операции гребные винты корабля провернулись - спустя 14 месяцев обезглавленное тело подводного диверсанта вынесло на побережье Чичестера.

Интерес к новейшему советскому крейсеру "Свердлов" британская разведка проявила из-за следующего обстоятельства. В сторону Портсмута корабль в сопровождении двух эсминцев двигался по проливу Бельт в условиях густого тумана. Однако в какой-то момент крейсер вышел из строя, отклонился от глубоководного фарватера и на полном ходу пересек песчаную отмель глубиной всего около четырех метров, после чего вернулся в строй.

Этот факт вызвал удивление у персонала радарных постов наблюдения НАТО. Маневр был принят за секретные испытания новейшего крейсера, максимально приближенные к условиям боевого прорыва советских крейсеров-рейдеров в Атлантику из Балтийского моря. Британское командование приняло решение при первой возможности осмотреть днище при помощи пловцов. Однако до последнего времени считалось, что в октябре 1955 года в Портсмуте боевые водолазы 12-й флотилии отсутствовали, поэтому операция проведена не была.

_________________
ЕДИНСТВЕНОТО ПРАВО НА ВРАГА Е ДА БЪДЕ УНИЩОЖЕН!
Click to see if image is larger
Да бъдеш добър е лесно. Трудно е да бъдеш справедлив!
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
Елемаг
[Moderator]


Регистриран на: 01 Яну 2004
Мнения: 27516
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Съб 27 Окт 2007, 11:24    Заглавие:  

Cool Cool Cool
Герой без Золотой Звезды
Счастливый человек, четырежды обойденный высшей государственной наградой
Вице-адмирал Анатолий Шевченко – единственный в нашей стране подводник, совершивший три похода к Северному полюсу, а также к полюсу недоступности. Трижды он представлялся к званию Героя Советского Союза, один раз – к званию Героя Российской Федерации. Но по странной случайности его фамилия всегда «выпадала» из списка награжденных...

РОЖДЕННЫЙ ПЛАВАТЬ

Кто-то скажет: Шевченко не повезло. А первый случай подобного невезения пришелся на 1972 год. Тогда Анатолий Иванович был старшим помощником командира атомной подводной лодки К-313. Во время боевой службы в Средиземном море «потек» первый контур в крышке реактора субмарины. По отсекам распространилась аэрозольная активность. Заглушить единственный на АПЛ реактор – значило лишить ее хода. Высшее военное руководство настоятельно рекомендовало скрыть информацию об аварии и продолжать плавание. На то имелась особая причина.

Несколькими днями ранее командира подлодки и старпома приняли во дворце президента Арабской Республики Египет Анвара Садата, где им вручили высшие военные ордена АРЕ «За военные заслуги». На церемонии награждения присутствовали министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Гречко и главком ВМФ СССР адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков. На политическую карту был поставлен престиж СССР и его Вооруженных сил. От подводников требовали во что бы то ни стало ЧП на 313-й сохранить в тайне. Аварийная лодка продолжала нести боевое дежурство еще целый месяц. А ее экипаж – облучаться в тесных отсеках. Сколько бэр «нахватали» моряки – осталось тайной на всю их жизнь...

Впрочем, рассказ об историях с невезением можно продолжить. Например, поведать о том, как АПЛ К-513, которой командовал Шевченко, по вине оператора чуть не пошла ко дну. Спасли выдержка и опыт командира, его разумные решения, принятые в самый критический момент.

Ох, уж это роковое «13»! Как не вспомнить о подводной лодке С-13 и ее легендарном командире Александре Маринеско, заслуги которого перед Отечеством не были признаны при жизни. Может быть, число «13» тому виной? Не случайно моряки боятся его как черт ладана. Только Шевченко, очевидно, из-за своего упрямого характера, твердит: «13 – мое счастливое число». Он вообще уверен, что жизнь у него удалась. Хотя наверняка немногие сегодня захотели бы выбрать подобную судьбу.

– Моя семейная хроника состоит из ряда служебных событий, – сказал мне однажды Шевченко. – Знаешь, как я жил долгие годы? Утром вернулся с моря, не заходя домой – в штаб. Вечером домой забежал, жену поцеловал, взял стопку чистых рубашек – и снова в море. Дни летели – не замечал...

Вот, например, 1979 год. В самом разгаре большая гонка двух сверхдержав – СССР и США – за военное превосходство в Мировом океане. Подготовка к походу атомной подлодки, которой командовал Шевченко, на Северный полюс совпала по времени со сдачей вступительных экзаменов в Военно-морскую академию, об учебе в которой офицер давно мечтал. На инструктаже в Москве главнокомандующий ВМФ адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков обнадежил: «Академия от тебя не уйдет. Если всплывешь в назначенное время на Северном полюсе – считай себя зачисленным».

Как говорят на флоте, рожденному плавать некогда учиться.

Всплытию в назначенное время придавалось особое значение. От выполнения этого условия зависело, будет ли в первые минуты гипотетически начавшейся войны нанесен ответный, а быть может, и превентивный ракетно-ядерный удар по территории противника.

Подводная лодка капитана 2 ранга Анатолия Шевченко оказалась на «макушке Земли» точно в срок – 1 сентября. Главком тоже сдержал свое обещание. И командир субмарины был зачислен на 1-й курс ВМА.

ПРОЛИВ МАК-КЛУР, ДАЛЕЕ – ВЕЗДЕ

1981 год. Президент США издал директиву, которой предусматривалась возможность ведения затяжной ядерной войны. 50% американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) вышли в море на боевое дежурство. Их экипажи находились в 30-минутной готовности к пуску МБР с момента отдачи приказа своего верховного главнокомандующего.

В ответ Кремль поставил задачу перед Генеральном штабом Вооруженных сил СССР «приблизить» советские ракеты к Североамериканскому континенту и таким образом сократить их подлетное время. Естественно, речь шла о МБР морского базирования. Перед ВМФ поставили задачу разведать новые нетрадиционные маршруты развертывания ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) в обход существующим противолодочным рубежам НАТО. Руководителем похода назначили Анатолия Шевченко, ставшего к тому времени заместителем командира дивизии атомных субмарин.

Поход оказался необычайно трудным. В Северном Ледовитом океане над лодкой навис плотный тяжелый лед. Ход корабля пришлось снизить до 4 узлов (7,4 км в час). В течение 5 суток подводники тщетно искали полынью для всплытия и уточнения своего места. В это время у командира боевой части связи (БЧ-4) открылась прободная язва желудка. О проведении операции на борту ввиду ее сложности не могло быть и речи. Всплыть и передать больного на ледокол невозможно – наверху лед, который не проломить даже мощным корпусом атомохода. Возвращаться на чистую воду – далеко, впереди – неизвестность. Шевченко выбрал последнее как наименьшее зло в сложившейся ситуации. Больного накачали антибиотиками, локализовали свищ. Командир БЧ-4 родился в рубашке. Он «дотянул» до рандеву с ледокольным буксиром «Москва» в Чукотском море и даже сам по шатким сходням перешел на борт судна.

Огромное нервное напряжение, в состоянии которого находился весь экипаж, переживавший за жизнь товарища, постепенно спадало. Но синдром болезни еще оставался у некоторых моряков.

– Мы вновь шли на Север, не подозревая, какие испытания нас ждут впереди, – вспоминает Шевченко.

Вскоре на койке в медблоке оказался командир гидроакустической группы. Диагноз – аппендицит. У подводников это распространенная, даже можно сказать, профессиональная болезнь. Можно привести множество примеров проведения в море операций. Но на этот раз она оказалась чрезвычайно сложной из-за гипотонии – врожденного низкого артериального давления у офицера. К концу операции закончился новокаин, который в большом количестве пришлось извести на предыдущего больного. Жизнь моряка висела на волоске. У него уже заострились черты лица, как у покойника. Шевченко в юности учился в медицинском техникуме, поэтому он в свободное от вахты время заглядывал в медблок не только для того, чтобы проведать подчиненного, но и помочь врачу. В тот раз его визит оказался как нельзя кстати: пришлось вставлять в сплющенную вену офицера иглу и вводить физиологический раствор. Больной пошел на поправку.

В середине сентября впервые в истории отечественного ВМФ наша субмарина вошла в пролив Мак-Клур, разделяющий острова Канадского архипелага. Над рубкой атомохода нависал прочный ледовый «потолок». Ледовые подсовы и торосы достигали 10-метровой толщины. АПЛ шла мелкими проливами, которые на картах Генерального штаба были сплошным белым пятном.

«Все маршруты и участки являются опасными в навигационном отношении из-за наличия отмелей с отметками менее 100 метров, а также из-за айсбергов и ледяных островов с осадкой, достигающей морского дна», – записал Анатолий Иванович в походном дневнике.

Да, в ту пору корабли под Военно-морским флагом СССР могли появиться внезапно в любой точке Мирового океана. Покрытый льдами пролив Мак-Клур не стал исключением из этого правила. Он оказался привлекательным тем, что был забыт и богом, и людьми. Американцы не могли даже предположить, что какой-то сумасшедший советский командир приведет свою АПЛ в такое гибельное место.

САМОЕ ДОЛГОЕ ЛЕТО

1985 год. Командиру дивизии АПЛ капитану 1 ранга Анатолию Шевченко доверили руководство широкомасштабной противолодочной поисковой операцией. Подготовку к ней он сравнивает с каторжным трудом бурлаков на Волге:

– Я собирался вывести в море одновременно с десяток подводных лодок и надводных кораблей. Надо было укомплектовать экипажи, обучить людей, организовать взаимодействие разнородных сил, в том числе морской стратегической авиации...

Две недели советские субмарины охотились за подводными лодками НАТО в Атлантике. Советская «свора гончих» – не случайно операции дали кодовое наименование «Апорт» – вызвала переполох в Пентагоне. Не понимая, что происходит в Атлантике, американское военное командование в течение трех недель держало войска береговой охраны и ПВО в высшей степени боеготовности («алая»).

Отряду капитана 1 ранга Шевченко удалось засечь с десяток иностранных подводных лодок, «обвеховать» районы нахождения противолодочных субмарин вероятного противника, выявить районы боевого патрулирования ПЛАРБ, которые иначе называют «убийцами городов». Попутно выяснили, что американские корабли и подводные лодки из «охотников» за советскими РПКСН сами легко превращаются в «дичь» для советских надводных кораблей и субмарин. Весь мир был поставлен перед фактом: американские ракетоносцы не смогут безнаказанно нанести ракетно-ядерный удар по территории СССР и его союзников. «Убийцы городов» будут в первые же минуты войны обнаружены и уничтожены. Это была настоящая победа советских моряков, личная победа Анатолия Шевченко.

Случайно победа в Северной Атлантике совпала с празднованием Дня Военно-морского флота. Накануне праздника Шевченко вернулся с моря. Но вместо праздничного стола его ждала госпитальная койка. Нет, здоровье у него по-прежнему было отменным. Просто «сверху» поступило на сей счет соответствующее предписание.

– Вы много поработали в море, наверное, подустали немного, – услышал Шевченко. – Есть возможность отдохнуть, пройти медицинское освидетельствование. А сразу после праздника вы возглавите поход в пролив Нэрс.

В Москве придавали ему большое значение. Начальник Главного штаба ВМФ адмирал Владимир Чернавин лично – чего раньше не случалось – прилетел на флот, чтобы провести инструктаж руководителя похода Анатолия Шевченко и командира подводной лодки капитана 1 ранга Валентина Протопопова. Когда «официальная часть» инструктажа закончилась, Чернавин отвел Шевченко в сторону:

– Это хорошо, Анатолий Иванович, что трудные походы достаются опытным подводникам. Я рад, что именно вы идете руководителем, но хочу, чтобы вы правильно оценили опасность плавания. Если что-то случится, некому будет помочь...

Никто ничего не знал о проливе Нэрс. Американские подводники, по имеющимся в России сведениям, всего лишь один раз там побывали и больше не решались в него заходить. Провожая Шевченко в плавание, первый заместитель командующего флотилией АПЛ контр-адмирал Евгений Чернов подарил ему книгу командира американской атомной субмарины Джорджа Стила «Сидрэгон»: на Северо-Запад подо льдом». Книга была единственным источником информации, причем сильно искаженной, о условиях плавания в проливе Нэрс. Штурмана советской лодки снабдили купленными у канадцев картами. Валюта оказалась выброшенной на ветер: как выяснилось, на карты были нанесены несуществующие острова, а на месте действительных островов синело море.

С 25 по 27 августа подо льдами советские подводники впервые форсировали Нэрс в юго-западном направлении. С трудом верилось, что сейчас лето. В проливе дул сильный ветер, подгоняя плывущие в свинцовой воде торосы. Быстрое течение несло ледяное поле мимо островов. А вместе с торосами тащило притаившуюся подо льдом подводную лодку. Моряки не знали, на что может наткнуться их корабль в следующую минуту: на остров, подводную скалу, на айсберг... Или благополучно пройдет мимо.

Экипаж субмарины вел научные наблюдения за водой, льдом, течением и ветром, составлял карты глубин, рельефа дна, залежей полезных ископаемых, а также береговой линии.

Через двое суток подлодка вынырнула из-под кромки льда в море Баффина. В этот день Шевченко доложил на командный пункт Северного флота об успешном форсировании пролива Нэрс. Еще дней десять лодка кралась к побережью США. Кажется, получилось подобраться вплотную незамеченными.

Из дневника руководителя похода:

«6 сентября вышли в Атлантику. Ведем поиск авианесущей многоцелевой группы (АМГ) противника во главе с авианосцем «Америка». 16 сентября в Норвежском море собственными средствами обнаружили АМГ. Осуществляем слежение за авианосцем «Америка» в пределах назначенного района. Выполнил по авианосцу 11 учебных торпедных атак».

Наверное, у командира «Америки» сдали нервы. Он, чтобы скрыться от советской подводной лодки, завел свой корабль в залив Вест-фьорд. Советская лодка осталась маневрировать в позиции ожидания.

«21 сентября действия против АМГ прекратил по приказанию командующего Северным флотом. Начал переход в базу. 29 сентября прибыл в базу. Все задачи выполнены», – записал Шевченко в вахтенном журнале.

Капитану 1 ранга Валентину Протопопову вручили Золотую звезду Героя Советского Союза. Шевченко не наградили даже медалью. Так закончилось для него холодное арктическое лето 1985 года. Оно было для него самым долгим – с мая по конец сентября с перерывом на три дня.

ВЕРШИНА ЯН-МАЙЕНА

Существует поверье: кому откроется всегда скрытая облаками вершина острова Ян-Майен – тому будет сопутствовать удача и счастье.

Теперь уже не установить, сверкал ли Ян-Майен своей ослепительной шапкой снега, когда его траверз пересекла подводная лодка, на борту которой находился Анатолий Шевченко. Но он, если б имел на то власть, переименовал бы этот остров, назвав Дарьиным. Дарить и Дарья – слова одного корня. В те дни Шевченко получил подарок – дочь Дарью. В придачу к сыну Ивану.

И еще одно приятное известие догнало его в походе. 26 июля 1987 года газета «Правда» писала: «Звание контр-адмирала Анатолию Ивановичу Шевченко присвоили лишь с четвертого представления. Когда Главнокомандующему ВМФ доложили о состоявшемся, наконец, событии, он поинтересовался, в каком районе океана находится Шевченко. Оперативный дежурный точно назвал место корабля, время очередного сеанса связи с ним, и адмирал флота Чернавин попросил передать на корабль поздравление...»

Некоторое время спустя после возвращения из похода Шевченко встречал на палубе атомной субмарины высоких гостей – генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и супругу генсека Раису Максимовну.

Горбачев с опаской заглянул через узкий люк внутрь корабля, но спускаться в отсек по крутому трапу не захотел: мол, люк для такого человека, как он, тесноват. При этом взгляд Михаила Сергеевича упал на плечистого высокого Шевченко, как бы примериваясь: пролезет ли этот великан в такой узкий люк.

Чернавин по-своему истолковал взгляд гостя. Исполняя роль радушного хозяина, Владимир Николаевич поспешил пояснить, что этот контр-адмирал только что вернулся из похода и именно он два месяца руководил второй противолодочной операцией, за которую Михаил Сергеевич сегодня вечером в Североморском Доме офицеров будет вручать подводникам высокие государственные награды, в том числе 15 орденов.

– И руководителю операции? – уточнил Горбачев.

– Он получил в море звание контр-адмирала, поэтому к наградам представлены другие.

Наверное, Ян-Майен все-таки открыл ему свою вершину. Сам Анатолий Иванович считает себя счастливым человеком. В чем же его счастье? В том, что все свои дни рождения встречал в море; все звания, кроме лейтенанта и вице-адмирала, – тоже получил в море. «Это судьба истинного моряка, а другой мне не надо», – утверждает Шевченко.

– Я счастливый моряк, потому что ни разу не привез из похода труп...

Действительно, он умел беречь людей. Ни один его подчиненный не погиб. А ведь у других командиров и такое бывало...

Еще он счастлив тем, что ему досталось совершить столько походов, сколько хватило бы не одному десятку командиров.

ПРОЩАНИЕ С АРКТИКОЙ

Шевченко влюбился в Север с первого взгляда. Это произошло, когда курсант Черноморского высшего военно-морского училища приехал в дальний гарнизон, на стажировку на РПКСН. После чего твердо решил проситься в подплав. Таким образом, к профессии подводника у него тоже любовь с первого взгляда. Ей он не изменял более трех десятилетий.

Подозреваю, что в душе Шевченко оставался романтиком до последнего дня службы на флоте. Иначе он не искал бы на дне Карского моря шхуну «Святая Анна», его не волновала бы судьба первой русской женщины, 23-летней Евгении Жданко, отважившейся отправиться на этом суденышке в Арктику. Шхуна вместе с командой, в том числе и с дочерью генерала Жданко, попала в ледовый плен и погибла в 1915 году. А Шевченко до последнего дня службы искал ее следы.

Пересекая Арктику во всех направлениях, он надеялся найти легендарную Землю Крокера, известную нам более по роману и кинофильму «Земля Санникова».

Об Арктике Шевченко знает, пожалуй, все. Она не скрыла от него ни одну из своих тайн. Ровной шеренгой выстроились на его книжной полке книги Элтона Шеклтона, Фредерика Кука, Жоржа Блона, первых американских подводников-атомщиков Уильяма Андерсена, Джеймса Калверта, Джорджа Стила, Эдварда Бича, Нормана Полмера и многих других авторов. Он не просто прочитал то, что писали другие об Арктике. Он проверил почти каждую строчку этих книг, сам побывал в тех местах, которые описаны американскими подводниками. Он забирался даже в такие уголки Арктики, где не оставила свой инверсионный след ни одна иностранная подводная лодка. Он называет эти походы «походами для души».

Последние три-четыре года службы на флоте Шевченко мечтал еще раз побывать на Северном полюсе. В 1994 году его мечта осуществилась. О походе к полюсу много писали в газетах, показывали передачи по телевидению. Но писали и показывали фильм об экипаже атомного ракетного крейсера стратегического назначения К-18 под командованием капитана 1 ранга Юрия Юрченко. Первые же российские подводники, высадившиеся на полюсе, были с многоцелевой АПЛ Б-414. Десант пишущих и снимающих журналистов опоздал к отходу «букашки», поэтому ее экипаж во главе с Анатолием Шевченко оказался в тени триумфа «стратега»...

...25 июля 1994 года в 3 часа 30 минут Б-414 всплыла в 50 милях от полюса. При погружении не сработал автоматический клапан аварийного продувания 3-й группы цистерн главного балласта. В трюм торпедного отсека хлынула вода. Между тем полынью уже снесло дрейфом в сторону. Над рубкой – прочный многометровый лед. Если продуть балласт, облегченная лодка ударится об лед и тогда... А если не продувать – она будет продолжать погружение, пока ее не раздавит давление воды на глубине. Стрелка прибора приблизилась к отметке 100 м. Вот стрелка дрогнула и отклонилась еще на десять метров.

Опасность под водой ощущаешь на расстоянии вытянутой руки. К этому чувству невозможно привыкнуть, как к чувству страха. Его можно только победить. А еще свою роль сыграла вера экипажа в опыт и знания старшего на борту – командира эскадры подводных лодок Анатолия Шевченко. После запуска турбины на глубине 120 м атомоход начал набирать инерцию хода. Обретя ход, лодка вернулась в старую полынью и всплыла. На чистой воде подводники быстро устранили неисправность. В тот день всплывали еще трижды. Последний раз – в 18.00 на Северном полюсе.

Рубку окутывал густой туман. Над свинцовой водой низко висело «водяное» небо – типичная полярная погода. Но через минуту туман рассеялся, и на горизонте засверкали освещенные солнцем ледяные горы. Знаменная группа на надувной лодке подошла к «берегу» полыньи. Подводники высадились на лед, воткнули в проделанные во льду лунки древки и развернули полотнища флагов. Громкое «Ура!» не смог заглушить даже свистящий в ушах ветер. Все было, как в 1979 году. Только теперь на ветру развевался государственный флаг России и Андреевский флаг. Это произошло за 6 дней до «официального» водружения на полюсе государственного и военно-морского символов.

Шевченко, по словам сослуживцев, не мог отвести глаз от сверкающих гор, от ропака – сжатых и поднятых на дыбы больших льдин. Все это давно было знакомо ему по прошлым походам. Он смотрел вокруг, словно пытался навсегда запомнить представшую перед ним картину. Он прощался с Арктикой.

На обратном пути домой российские подводники обнаружили иностранную субмарину типа американской «Лос-Анджелес». Обнаружение было взаимным. «Иностранка» проявила интерес к российской лодке. Наверное, на ней объявили боевую тревогу. Специалисты неизвестной страны разбежались в ее прочном корпусе по боевым постам. Боевые расчеты приготовили оружие к учебной атаке, гидроакустики классифицировали шумы «россиянки», пытаясь по ним определить, ракетоносец или торпедная ПЛ встретилась им под водой.

Из боевого донесения командира Б-414 капитана 1 ранга Сергея Кузьмина:

«Обеспечена боевая устойчивость РПКСН К-18 на маршруте его развертывания. 9 августа в период с 4.27 по 10.50 осуществлено обнаружение, контрслежение с вытеснением иностранной ПЛА за пределы полосы свертывания РПКСН. Общее время слежения 6 часов 23 минуты...»

В родной базе прямо на причале экипажу вручили жареного поросенка. Так встречать подводников из боевого похода повелось со времен Великой Отечественной войны.

15 лет отделяют первый поход к полюсу от последнего, в которых участвовал Анатолий Шевченко. Для истории – миг между прошлым и будущим, для человека – эпоха.

– Если была бы возможность все вернуть в исходное, я выбрал бы вновь только такой путь, которым уже прошел. После многомесячных тревог, недосыпания, каторжного командирского труда прийти в базу, ошвартоваться у причала и услышать просто слова благодарности, узнать, что твой труд кому-то нужен, – это и есть самая лучшая награда, – сказал мне Шевченко.

Ему «не хватило» Звезды Героя. Но ему всю жизнь светит иная звезда – Полярная. Она важнее для моряка, потому что всегда указывает только одно направление. Достаточно его знать, чтобы не сбиться с жизненного пути, не заблудиться на своей планете.

_________________
ЕДИНСТВЕНОТО ПРАВО НА ВРАГА Е ДА БЪДЕ УНИЩОЖЕН!
Click to see if image is larger
Да бъдеш добър е лесно. Трудно е да бъдеш справедлив!
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
popay_the_sailor
[Admin]


Регистриран на: 06 Яну 2004
Мнения: 10243
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Съб 27 Окт 2007, 17:19    Заглавие:  

В историята има възходи, но има и падения! Особено когато се отнася до съветския флот. Нали така, Елемаг? Very Happy Wink

27 октомври 1981 г. Съветската подводница С-363 (пр. 613) излязла в морето на 17 октомври под командването на капитан 3 ранг Анатолий Гушчин (Гущин). Почти веднага след излизането си, движейки се в подводно положение попаднала в трала на рибарски сейнер. Външни повреди при последвалия оглед не били открити, но се оказала повредена антената на радиопеленгатора „РПН-47-03”. За повредата разбрали едва след аварията. Преди похода на „С-363” бил поставен приемоиндикатор по международната система МАМС – „Пирс-1М” за прием на сигнали от фиксирани радиомаяци, но заради променливия контакт приборът работел неустойчиво. Командирът на подводницата не доложил в командния пункт на Балтийския флот за повредите след контакта с рибарската мрежа.
В 14,49 часа на 20 октомври, в резултат на небрежност от страна на екипажа на подводницата, станала грешка на една от зоните на многозначност по червената хипербола (грешка от 13,5 мили). След едно денонощие, в 14,55 часа грешката се увеличила на две зони по червената хипербола и на една зона по зелената със сумарна грешка от 29,5 мили. На 26 октомври 1981 г. на подводницата направили поредната обсервация, получавайки грешка от 28,5 мили и по решение на началник-щаба на бригадата подводни лодки, който също се намирал на борда на подводницата, изчисленото място било нанесено на картата без всякакъв анализ.
В този случай принципът „смятай себе си близо до опасността”, т.е. до банка Слупска, увеличил грешката до 40 мили. През нощта началник-щаба взел решение да се приближат до остров Борнхолм за доуточняване на местоположението. Радиолокаторът не бил включен, а светлините на острова не се виждали поради голямата грешка. След този „неуспех” на подводницата престанали да се доверяват на прибора „Пирс-1М”. В 17, 26 часа на 27 октомври по решение на началник-щаба подводницата легнала на грунда за да определят дълбочината, с което грубо бил нарушен миннонавигационният режим на плаване. Смятайки, че измерената дълбочина от 50 метра потвърждава едно от последните „обсервирани места”, не го го взели за счисление, макар обикновен поглед върху картата би показал, че подводницата се намира „под дъното на морето по крайбрежието на Полша”(!) В резултат грешката вече съставлявала 53,8 мили. В 20,09 часа на 27 октомври подводницата изплавала и от нея видяли светлините на фара Утклип пан, но командирът и началник-щаба го сметнали за светлина от рибарска веха, а светлините на рибарското селище – за струпани рибарски съдове. Видимостта в това време била около 1 до 3 кабелта заради мъглата и ситния дъждец. Вълнението било около 1 – 2 бала, вятър нямало. Силуетите на ниските острови били взети за някакви тъмни петна и никой не си направил труда да разбера каква е обстановката. На доклада на радиометриста за работа право по курса на шведска брегова радиолокационна станция последвала груба ругатня от страна на командира на подводницата относно умствените способности на радиометриста и той веднага „поправил” доклада в работата на „корабната РЛС”. По ирония на съдбата , подводница „С-363” на сляпо се движела по секретен шведски фарватер в шхерите (ширината му била едва 12 метра). Гърмейки с дизелите си, от никого неоткритата подводница (на мостика на която се намирали командирът, зам. политът, вахтеният сигналист) със скорост от 7,5 възла в 21,57 часа изкочила на камъните на край остров Турумшер. С диферент към кърмата и крен от 15° на левия борт „С-363” здраво заседнала и опитите до 6 часа сутринта сама да се снеме не довели до нищо. Вода в корпуса не постъпвала, но бил напълно разбит обтекателя на хидролокатора. На разсъмване подводницата била открита пред входа на шведската военноморска база – Карлскрона от рибар, а след него от пристанището излязъл и шведски катер.Скоро последвал международен скандал в духа на „студената война” с обвинение към екипажа на подводницата в шпионаж. Едва на 6 ноември 1981 г. подводницата била свалена от плитчината от шведски спасителни кораби и тя се завърнала в родината си.

Click to see if image is larger

_________________
Rolling, turning, diving
Rolling, turning, diving, going in again
Run, live to fly, fly to live, do or die
Run, live to fly, fly to live, Aces high.
--------------------------------------------
Есть ложь, наглая ложь и советская историография
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
ICQ Номер 
dragon x


Регистриран на: 26 Яну 2004
Мнения: 1639
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Нед 28 Окт 2007, 10:29    Заглавие:  

После какво е станало с тия некадърници?
_________________
Click to see if image is larger РОТА, ШАГНУВШАЯ В БЕССМЕРТИЕ
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
popay_the_sailor
[Admin]


Регистриран на: 06 Яну 2004
Мнения: 10243
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Нед 28 Окт 2007, 11:25    Заглавие:  

След завръщането подводницата получава прозвището "Шведский комсомолец". Що се отнася до командния й състав известно е, че е имало "разбор на полетите", но за съдбата им историята мълчи. Но лесно можем да си я представим. Very Happy
_________________
Rolling, turning, diving
Rolling, turning, diving, going in again
Run, live to fly, fly to live, do or die
Run, live to fly, fly to live, Aces high.
--------------------------------------------
Есть ложь, наглая ложь и советская историография
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
ICQ Номер 
Thunderchief

Регистриран на: 02 Яну 2004
Мнения: 6311
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Нед 28 Окт 2007, 12:39    Заглавие:  

Цитат:
Он попытался исследовалось днище крейсера "Орджоникидзе", на котором в Великобританию прибыл советский лидер Никита Хрущев. Во время операции гребные винты корабля провернулись - спустя 14 месяцев обезглавленное тело подводного диверсанта вынесло на побережье Чичестера.

Toва го видях едва сега, ама советский автор така да се каже се е понасрал в мерака да напише нещо пикантно, при това много.
Излязло видите ли тялото на водолаза на крайбрежието на Чичестър. До тука нищо особено. Само дето Чичестър(Chichester) е на повече от 20 километра НАВЪТРЕ от крайбрежието!!! Който не вярва да погледне Google Earth. Ta пита се ако тялото на капитана(Да ме прости Господ, че го споменавам.) е било намерено на "крaйбрежието" на Чичестър, къде по дяволите е отишъл китния градец Богнър Риджис, който би трябвало да е под водата ако Чичестър се е сдобил с крайбрежие. А поне миналата година като бях там Богнър си беше на сушата?! Как стават тия работи?!

_________________
Кървава зора вестява страшен бой и кървав път, готови пак за нова слава Рилци в бой ще полeтят ! Пред стените Булаирски в неравна люта бран ние славно победихме в боя тебе, вража зган!Тежки гаубици тряскат крачи полкът Рилски твърд! Нас гранати хич не стряскат нас не плаши даже смърт.
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Yahoo Messenger 
Принц Ойген


Регистриран на: 12 Яну 2005
Мнения: 2124
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Пон 29 Окт 2007, 15:39    Заглавие:  

popay_the_sailor написа:

27 октомври 1981 г. Съветската подводница С-363 (пр. 613) излязла в морето...

Shocked Shocked Shocked
Попай, ти направо ме изкърти с тази история!!! Тия перманентно пиени ли са биле, що ли?!?!?! Или мозъците им са станали прекалено деформирани от политпропаганда...! Пък и странно защо родните корифеи мълчат по въпроса Rolling Eyes Но историята е... забележителна!

_________________
Click to see if image is larger
I won´t be the one left behind
You can´t be king of the world
If you´re slave to the grind
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Посетете сайта на потребителя 
Thunderchief

Регистриран на: 02 Яну 2004
Мнения: 6311
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Пон 29 Окт 2007, 16:29    Заглавие:  

Цитат:
Или мозъците им са станали прекалено деформирани от политпропаганда...!

Що се очудваш? Виж по-горе как Острова "загуби" към 50 кв. км. територия Laughing

_________________
Кървава зора вестява страшен бой и кървав път, готови пак за нова слава Рилци в бой ще полeтят ! Пред стените Булаирски в неравна люта бран ние славно победихме в боя тебе, вража зган!Тежки гаубици тряскат крачи полкът Рилски твърд! Нас гранати хич не стряскат нас не плаши даже смърт.
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Yahoo Messenger 
dechco

Регистриран на: 07 Юли 2006
Мнения: 897

МнениеПуснато на: Съб 03 Ное 2007, 17:48    Заглавие:  

Принц Ойген написа:
Пък и странно защо родните корифеи мълчат по въпроса Rolling Eyes

Какво да кажат нашите Славни моряци като те са се учили от "шведските комсомолци". Какъвто даскала-такъв и ученика.
Ти да си чел някъде хвалебствени тиради за Втората торпедна атака на века?
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
Sea Dog
[Moderator]


Регистриран на: 10 Дек 2005
Мнения: 3529
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Съб 03 Ное 2007, 19:01    Заглавие:  

^^ При това,извършена без торпедото да докосне водата Laughing Laughing

dechco,добре че няма представители от Казашко из форума,че кой ги знае пък тях какво ще разкажат Rolling Eyes

_________________
Снимки - http://niki-zlatev.blogspot.com/
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла Посетете сайта на потребителя 
1159


Регистриран на: 11 Авг 2005
Мнения: 812
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Съб 03 Ное 2007, 20:53    Заглавие:  

Ники бъркаш Very Happy става въпрос за друг "Смели"
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
Sea Dog
[Moderator]


Регистриран на: 10 Дек 2005
Мнения: 3529
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Съб 03 Ное 2007, 21:04    Заглавие:  

Че аз не съм казал от кой кораб е станало.......... Rolling Eyes
Еййй,няма да се научите на тоя флагман да държите инкяр Razz Laughing

_________________
Снимки - http://niki-zlatev.blogspot.com/
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла Посетете сайта на потребителя 
popay_the_sailor
[Admin]


Регистриран на: 06 Яну 2004
Мнения: 10243
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Съб 02 Фев 2008, 04:18    Заглавие:  

Танкерная война

Ирано-иракская война возникла в сентябре 1980 г. из-за территориального спора двух соседних государств – Ирана и Ирака – о правах на пограничные районы по реке Шатт-Эль-Араб, впадающей в Персидский залив.

Боевые действия начались с нанесения массированных ударов иракской авиации по военно-экономическим и административным центрам Ирана, а также по его аэродромам, портам и военно-морским базам.

С конца 1982 г. обе стороны перешли к тактике постепенного «вгрызания» в оборону противника. Наступали войска, как правило, ночью. Несмотря на серьезные потери, ни одной из сторон не удалось прорвать оборону противника.

С весны 1984 г. иракская авиация приступила к нанесению ударов по танкерам с иранской нефтью, следовавшим через Персидский залив. К октябрю 1984 г. было атаковано 40 танкеров. Авиация Ирана также начала наносить удары по танкерам, перевозившим нефть из Кувейта и Саудовской Аравии. Так возникла «танкерная война», в которую были втянуты ВВС и ВМС не только Ирана и Ирака, но и других стран. В конечном счете стороны понесли огромные экономические потери и потеряли более 1,5 млн человек. В 1988 г. бессмысленная война между Ираком и Ираном закончилась.

В самом начале войны иракская сторона объявила запретной зоной северную часть Персидского залива, приступив к нанесению ударов по танкерам и сухогрузам, следовавшим в иранские порты. В свою очередь иранцы прибегли к нападению на суда, вывозившие нефть из арабских стран, чтобы таким образом оказать давление на Ирак. Обеими сторонами официально были объявлены границы районов военных действий в зоне Персидского залива. Если до 1984 г. удары по танкерам выполнялись эпизодически, то с весны 1984 г. они стали систематическими. По данным ООН, опубликованным в иностранной печати, с сентября 1980 г. до наступления перемирия (август 1988 г.) в зоне Персидского залива было атаковано и повреждено около 400 судов, суммарный тоннаж которых составил более 30 млн брт.

Особенно большой размах «танкерная война» приобрела в период с апреля 1984 г. по декабрь 1987 г. Каждые 3 дня поступали сообщения об очередной жертве «танкерной войны». Всего же была зарегистрирована 451 атака, из которых 283 приходились на иракские ВМС и ВВС, остальные 168 – на иранские. Наиболее часто под удары попадали танкеры. Из 340 поврежденных судов потери составили всего 3%. В 1984 г. была зарегистрирована гибель 3 судов, в 1986 г. – 2, а в 1987 г. – 6. Значительными оказались потери личного состава экипажей атакованных судов: по далеко неполным данным – более 300 человек. К ведению «танкерной войны» обе стороны привлекали разнородные силы: надводные корабли, авиацию, береговые ракетные и артиллерийские установки. В отдельные периоды на узлах морских коммуникаций ставились морские мины.

Из надводных сил с более высоким напряжением и более эффективно действовали катера (ракетные, торпедные, артиллерийские и минометные). Значительно реже для нарушения коммуникаций выходили эсминцы, фрегаты и корветы.

Иракские ракетные катера типа «Хазирани» (12 ед. постройки 1972 – 1988 гг.) дислоцировались на военно-морских базах Басра и Умм-Каср. Из-за малого тактического радиуса они могли действовать только в северной части Персидского залива. Иранские же ракетные катера типа «Комбаттант-2» (12 ед. постройки 1977 – 1981 гг.), базируясь на главной военно-морской базе Бендер-Аббас, находящейся в Ормузском проливе, военно-морской базе Бушир и пунктах базирования Бендер-Шахпур и Бендер-Ланге, расположенных вдоль восточного побережья Персидского залива, могли успешно действовать на всю глубину зоны «танкерной войны». В качестве временных пунктов базирования катера иранских ВМС использовали нефтяные платформы, а также строившуюся на побережье Оманского залива военно-морскую базу Чахбехар.

Катера обеих сторон применяли противокорабельные ракеты Гарпун, Экзосет, «Си киллер», артиллерию 40- и 76-мм калибров, реактивные гранатометы и неуправляемые реактивные снаряды. Действовали они одиночно или небольшими тактическими группами, методами «засады» или «свободной охоты». Имея преимущество в дальности обнаружения крупных судов зрительными средствами, катера из «засады» наносили внезапные удары по судам. Были случаи, когда катера наводились на цель по данным береговых РЛС, а иногда и по данным РЛС, установленных на нефтяных платформах.

Как иранские, так и иракские катера не рисковали выходить в атаки на суда, следовавшие в охранении боевых кораблей. Атаковались в основном неохраняемые суда, в утренние или вечерние часы и реже – ночью. Огневые позиции, зависели от применяемого оружия и располагались на удалении от 1 до 50 км от цели.

Выполнив ракетную или артиллерийскую атаку, катера на максимальной скорости покидали район. С целью достижения внезапности атак катера соблюдали радиомолчание, следовали в район с выключенными ходовыми огнями, а иногда и без опознавательных знаков. В светлое время, чтобы снизить вероятность обнаружения катера по буруну кильватерного следа, сближение с целью осуществлялось на малых скоростях.

Особенно эффективно действовали катера, вооруженные противокорабельными ракетами итальянского производства «Си киллер». Этими ракетами было поражено более 50 судов. Например, 17 октября 1967 г. ракетой «Си киллер» был поврежден гонконгский танкер «Файв Брукс». С большим трудом команде танкера удалось потушить пожар. При этом 5 членов экипажа погибли, а 13 человек пропали без вести. И это при том, что вес боевой части ракеты «Си Киллер» составлял всего 70 кг, что более чем в 2–3 раза меньше, чем у ракет Гарпун и Экзосет соответственно.

Как правило, суда получали повреждения в местах надстроек. Чаще экипажам удавалось ликвидировать пожар собственными силами. В случае серьезного повреждения судно отбуксировывалось в ближайший порт, где ставилось на прикол.

За весь период военных действий флоты Ирана и Ирака потеряли 21 боевой корабль.

С весны 1987 г. иранская сторона стала чаще использовать минное оружие. До этого также отмечались постановки морских мин. Но эти постановки носили эпизодический характер. На новом этапе мины ставились систематически с десантных кораблей и транспортных самолетов, как правило в темное время суток. Ставились мины на узлах морских коммуникаций – на подходах к Эль-Кувейту, у острова Фарси и в Оманском заливе. Но после того как в сентябре 1987г. американскими вертолетами успешно были атакованы иранский десантный корабль и транспортный самолет, занимающиеся постановкой мин, минирование Персидского залива прекратилось.

Зарубежные военные эксперты отмечали, что до прибытия в зону «танкерной войны» минно-тральных сил судоходство в Персидском заливе по существу было парализовано. Всего отмечено 10 случаев подрыва судов на минах. Во всех случаях наблюдались серьезные разрушения в подводной части корпуса, причем степень повреждений была различной и зависела от класса судна, его водоизмещения, места взрыва и т.д. Взрыв мины сопровождался металлическим звуком и создавал сотрясение корпуса. В результате разрушались переборки, трубопроводы, происходило смещение судовых механизмов. Пробоины были разных размеров и конфигураций. Так, 16 мая 1987 г. на подходах к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв.м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло. Танкер «Маршал Чуйков» своим ходом дошел до порта назначения.

К западу от острова Фарси 24 июля 1987 г. такая же участь постигла идущий под флагом США в охранении американских кораблей кувейтский танкер «Бриджтон» (401 382 т). Взрыв мины произошел под днищем в носовой части танкера. Отметка эхолота показывала глубину 30 м. Капитан «Бриджтона» Франк Сайтз на встрече с журналистами рассказывал: «Я понял, что это была мина. Ощущение было, будто 600-тонный молот ударил нас снизу. Сначала послышался удар металлом по металлу, потом почувствовались колебания корпуса, как во время сильнейшего шторма. Волна покатилась по корпусу, множество предметов слетело со своих мест. Я остановил машину, но судно продолжало двигаться вперед еще 30 минут и прошло 3 мили даже с повреждениями в носу. Но уже через 5 минут мы поняли, что в действительности опасность не так велика и можно следовать дальше. Силой взрыва некоторые куски обшивки выбросило наверх. Большая часть навигационных приборов от сотрясения вышла из строя».

Самым малым ходом танкер дошел до Кувейта, где было проведено водолазное обследование судна и устранены мелкие повреждения. По оценкам сотрудников военно-морской разведки США, танкер наскочил на мину образца 1906 г. Имея толщину обшивки 27-мм, «Бриджтон» получил пробоину 10 м в длину и 5 м в ширину.

Созданием серьезной минной опасности Иран поставил под угрозу срыва вывоз и своей нефти. Пример тому – повреждение на мине 11 августа 1987 г. американского танкера «Тексако», груженного иранской нефтью.

Отмечались случаи действий на коммуникациях иранских вертолетов берегового базирования. В августе 1986 г. 2 вертолета ракетами AS-12 атаковали греческий танкер, но боевая часть ракеты, поразившей судно, не взорвалась. Следующая атака, выполненная парой вертолетов ровно через месяц, была успешной. Вертолеты атаковали идущее под английским флагом судно «Пони». На этот раз взрывами были разрушены надстройки судна. Пожар продолжался более 3 часов. На судне имелись раненые.

Иракское командование широко использовало авиацию берегового базирования. Самолеты действовали одиночно или парами, методом «свободной охоты». Летчики не решались выходить в атаку на охраняемые суда, поэтому под удары иракской авиации попадали лишь одиночные суда.

Некоторые транспорты подвергались ударам иранских береговых ракетных и артиллерийских батарей. 15 октября 1987 г. по танкеру США «Сунгари», следовавшему через Персидский залив под флагом Либерии, с полуострова Фао ракетой «Сулкуорм» был нанесен внезапный удар. В результате танкер получил значительные повреждения. На следующий день в этом же районе береговыми ракетами был атакован танкер «Си Айл Сити», ранены 18 членов экипажа, в том числе капитан судна. Впоследствии капитаны судов предпочитали не заходить в районы вероятных атак с берега.

Уроки «танкерной войны» всесторонне проанализированы западными военными специалистами. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации. По их мнению, события в Персидском заливе в очередной раз напомнили о возрастающем значении минного оружия и необходимости быть в постоянной готовности к борьбе с ним. Высокую боевую эффективность показали легкие силы флота, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего развития и совершенствования тактики их применения. В этой войне большую роль сыграли такие виды обеспечения, как разведка и маскировка. Отмечая невысокий процент гибели пораженных судов, зарубежные обозреватели сделали вывод о целесообразности применения торпед против крупнотоннажных судов.

В разгар «танкерной войны» для защиты судоходства в район Персидского залива была направлена крупная группировка ВМС США. В она состояла из 20–25 боевых кораблей и судов обеспечения, в том числе авианесущий корбль Guadalcanal , крейсеров УРО , эсминцев УРО типа Спрюенс и фрегатов типа Перри. Все силы вошли в 109-е оперативное соединение.

Позже с лета-осени 1987 г. США поддержали и их европейские союзники по НАТО, направив в залив 4 английских, 3 французских, 3 итальянских, 2 голландских и 2 бельгийских тральщика, а также многочисленные эскортные силы (всего около 80 кораблей).

С весны 1987 г., после того как иранцами был обстрелян сухогруз «Иван Коротеев», а затем обстрелян и задержан теплоход «Петр Емцов», подорвался на мине танкер «Маршал Чуйков», СССР начал осуществлять проводку своих судов кораблями ВМФ в Персидском заливе. Корабли 8-й оперативной эскадры ВМФ СССР начали сопровождение и трех зафрахтованных Кувейтом советских танкеров - «Махачкала», «Победа» и «Генерал Тюленев». Для решения этой задачи был сформирован отряд боевых кораблей, который включал, как правило, 4 корабля. Тыловое обеспечение кораблей осуществлялось в море от вспомогательных судов ВМФ - танкеров и рефрижераторов.

Для управления силами, развернутыми в районе Персидского залива, в сентябре 1987 г. Было создано объединенное командование ВМС США на Среднем Востоке во главе с контр-адмиралом Д.Бруксом, которому было также подчинено и 109-е оперативное соединение (силы США в Персидском заливе). В Аравийском море патрулировали корабли 70-го оперативного соединения (силы США в Аравийском море). Это соединение также подчинялось контр-адмиралу Д. Бруксу, который в свою очередь подчинялся главнокомандующему Объединенным центральным командованием вооруженных сил США генералу Д. Кристу, а последний – Комитету начальников штабов.

Основной задачей ВМС США в течение всего периода их пребывания в зоне военных действий была защита морских коммуникаций. Однако, как отмечается в зарубежной печати, в 6-часовой готовности к высадке на берег находился экспедиционный батальон морской пехоты численностью около 2 тыс. человек.

Организуя защиту морских коммуникаций, американское командование сочетало два метода: конвоирование судов и оборону района судоходства. Для удобства управления силами Персидский залив разделили на три зоны – северную, центральную и восточную. За каждой зоной закрепили свои силы. В районе постоянно велась воздушная разведка, осуществлявшаяся палубной авиацией и самолетами системы АВАКС, действовавшими с авиабазы Эр-Рияд (Саудовская Аравия). Воздушная и надводная обстановка велась на штабном корабле «Ла Салль».

Конвоирование танкеров осуществлялось из портов погрузки (разгрузки) до выхода их из Персидского залива в Оманский залив. Конвои, как правило, были небольшими – 2–3 танкера и столько же кораблей охранения. На отдельных участках конвои прикрывались палубной авиацией. Авианосцы с охранением маневрировали в Аравийском море. В миноопасных районах организовывалась противоминная оборона. Для этих целей в зону Персидского залива американцы доставили 8 вертолетов-тральщиков RH-53D, 4 катера-тральщика типа MSB и 6 океанских тральщиков типа «Агрессив». В ордер включали по 2 тральщика, которые располагались на траверзных курсовых углах головного корабля (судна) и производили поиск мин с помощью гидроакустических станций. В наиболее опасных районах осуществлялась проводка судов за тралами. В этом случае тральщики с тралами следовали впереди в сомкнутом строю уступа.

Тыловое обеспечение ВМС США в Персидском заливе осуществлялось с привлечением специальных плавучих баз, представляющих собой крупнотоннажные баржи-секции. Две такие плавбазы были установлены в 30 милях к западу и к югу от острова Фарси. На каждой из них находились до 200 морских пехотинцев и обслуживающий персонал, по 2 вертолета, резервуары с топливом, запасы материальных средств и т.д. Баржи служили также в качестве временных пунктов базирования для тральщиков и катеров подразделений десантно-диверсионных групп.

Отмечено несколько боевых столкновений кораблей американского флота с ВМС Ирана. 22 сентября 1987 г. Американский вертолет с фрегата Jarrett обстрелял ракетами иранский корабль «Иран-Алжир», в результате чего на корабле возник пожар, 4 члена экипажа погибли. 19 октября 1987 г. Американские эсминцы Kidd, Leftwich, John Young и Hayler обстреляли иранские нефтедобывающие платформы, выпустив по ним около 1 тыс. снарядов. Действия эскадренных миноносцев прикрывали палубные самолеты.

В конце лета 1988 г. Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр объявил 20 августа «Днем Д», то есть днем полного прекращения огня на ирано-иракской границе. Война между двумя соседними странами продолжалась 2.885 дней и ночей, или 7 лет и 11 месяцев. Она стала самой продолжительной в ХХ веке.

Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века

_________________
Rolling, turning, diving
Rolling, turning, diving, going in again
Run, live to fly, fly to live, do or die
Run, live to fly, fly to live, Aces high.
--------------------------------------------
Есть ложь, наглая ложь и советская историография
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
ICQ Номер 
Покажи мнения от преди:   Сортирай по:   
Страница 1 от 2 [23 Мнения]   Иди на страница: 1, 2 Следваща
Създайте нова тема   Напишете отговор Предишната тема :: Следващата тема
 Главната страница » ОКЕАН - МОРСКИ ФОРУМ » Съвременен военен флот
Идете на:  

Не Можете да пускате нови теми
Не Можете да отговаряте на темите
Не Можете да променяте съобщенията си
Не Можете да изтривате съобщенията си
Не Можете да гласувате в анкети

[ Time: 0.0873s ][ Queries: 12 (0.0038s) ][ Debug on ]

 
Copyright ©2006-2012 Air Group 2000 Ltd. All rights reserved. support@airgroup2000.com

eXTReMe Tracker