Private Colleger of transportation  
image
Начало Форум-основен Форум-Модел Криле Океан Океан Dreams Оръжие Криле Ретросалон Нато и България Галерия Новини Поръчай онлайн
Джулието Киеза: Италия трябва да се превърне в неутрална държава извън военните блокове · ПО РЪБА НА БРЪСНАЧА: ПОЛША НАСОЧВА АМЕРИКАНСКИТЕ РАКЕТИ "ПЕЙТРИЪТ" СРЕЩУ РУСИЯ! ОЧАКВАМЕ ВСЕКИ МОМЕНТ ОТГОВОРЪТ НА ПУТИН! · Две са държавите, които кредитират най-силно САЩ · Ердоган не иска мир с НАТО · В Аржентина още си търсят подводницата · Бензин от вода последното изобретение от соца (ВИДЕО) ·

Select Forum Language:

 
Hot topics:
В момента е: Нед 19 Ное 2017, 08:54
Часовете са според зоната UTC + 2
 Главната страница » ОКЕАН - МОРСКИ ФОРУМ » Съвременен военен флот
Руските/съветските ядрени подводници - анализ
Модератори: Sea Dog
Създайте нова тема   Напишете отговор Предишната тема :: Следващата тема
Страница 1 от 1 [12 Мнения]  
Автор Съобщение
Fox Mulder


Регистриран на: 01 Яну 2004
Мнения: 3301
Местожителство: София/Димитровград

МнениеПуснато на: Вто 17 Май 2005, 14:23    Заглавие:  Руските/съветските ядрени подводници - анализ  

От последният брой на "НВО"

ИНТРИГИ, ЛОББИРОВАНИЕ И НЕЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
В угоду ведомственным интересам разрушается обороноспособность страны

Юрий Григорьев

Об авторе: Юрий Павлович Григорьев - доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный изобретатель РСФСР, с 1971 по 1980 год заместитель Виктора Макеева по проектированию.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны в нашей стране началось бурное развитие ракетной техники. Главным конструктором многих первых отечественных баллистических ракет являлся Сергей Королев. В частности, им была создана жидкостная БР Р-11 с дальностью стрельбы 270 км и ее модификация - Р-11М (8А61), размещаемая на подвижном агрегате. Р-11 также послужила базой для разработки ракеты морского базирования с надводным стартом Р-11ФМ для вооружения подводных лодок (ПЛ).

После опытных пусков подготовка эскизного проекта и серийное производство этих БР передали СКБ-385 (Челябинская область), куда в 1955 году главным конструктором был назначен ученик Сергея Королева Виктор Макеев.

СЛАВНЫЕ ГОДЫ

День 16 сентября 1955 года вошел в историю как дата зарождения наших морских стратегических сил. В этот день был проведен первый пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с подлодки проекта 611АВ. На вооружение этот ракетный комплекс был принят в 1959 году. СКБ-385, получившее затем название КБ машиностроения (КБМ), возглавляемое главным (с 1974 года - генеральным) конструктором Виктором Макеевым, разработало все находившиеся и находящиеся в настоящее время на вооружении ВМФ ракетные комплексы морского базирования с БР (всего восемь ракетных комплексов), образовавших морскую компоненту СЯС Советского Союза.

Старт морских баллистических ракет осуществляется с подвижной и качающейся платформы (подводной лодки), при этом навигационные системы субмарины имеют точность определения и хранения меридиана, а также определения и счисления местоположения корабля в любой момент времени вполне достаточную для решения мореходных задач, но совершенно неприемлемую с точки зрения обеспечения точности стрельбы. Разработка полетных заданий заранее исключается ввиду невозможности прогнозирования координат точки старта. Кроме того, на корпус ракеты во время ее выхода из шахты воздействует набегающий поток воды, существенно отклоняющий БР от вертикали. Образно говоря, морская ракета должна попадать в цель, расположенную на межконтинентальной дальности, с точностью, соизмеримой с точностью стрельбы "сухопутных" МБР, стартуя при этом с "заблудившейся" в океане и качающейся подводной лодки.

На первых ракетных ПЛ задача уточнения навигационных параметров в период предстартовой подготовки осуществлялось путем подвсплытия и проведения предстартовой обсервации по внешним ориентирам, что, разумеется, могло демаскировать субмарину, а при определенном стечении обстоятельств свести на нет ее главное преимущество - скрытность. А подготовка полетных заданий для ракет в период их предстартовой подготовки при малой степени автоматизации этих и других работ увеличивало затраты времени, необходимые для запуска БР.

Но кооперацией разработчиков морских ракетных комплексов, возглавляемой академиком Виктором Макеевым, были найдены уникальные технические решения. Оснащение БР гиростабилизированными платформами с системой астрокоррекции (по звездам) и использование космической навигационной системы "Глонас" вывели морские ракеты с разделяющимися головными частями по тактико-техническим характеристикам на один уровень с МБР наземного базирования. Проведенный в 1990 году из подводного положения ПЛ проекта 667БДРМ успешный старт в одном залпе с высокой скорострельностью всего боекомплекта (16 ракет) продемонстрировал всему миру надежность и эффективность нашего морского ракетного оружия.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и трех Государственных премий СССР, академик Виктор Макеев умер в 1985 году. КБ машиностроения теперь называется Государственный ракетный центр "Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева" (ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева"). Правда, после распада СССР для учеников и последователей Виктора Макеева наступили тяжелые времена, но они продолжали дело своего учителя и сохраняли традиции КБМ.

В Советском Союзе разработкой стратегических ракет занимались три головные организации Министерства общего машиностроения (Минобщемаша) - КБ "Южное", НПО машиностроения и ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева", а также одна головная организация Министерства оборонной промышленности (Миноборонпрома) - Московский институт теплотехники. По состоянию на 31 июня 1991 года на ракетах Минобщемаша (наземного и морского базирования) размещалось 97% боезарядов советских МБР, а на ракетах Миноборонпрома (наземного базирования) - 3%.

СТРАННОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

После развала СССР КБ "Южное" оказалось за границей, а НПО машиностроения - предприятие многопрофильное, но никогда не занимавшиеся твердотопливными ракетами, заняла другую нишу. Остались две головные организации, продолжавшие латать изрядно прохудившийся отечественный ракетно-ядерный щит.

Московский институт теплотехники совершенствовал свои МБР с моноблоком "Тополь-M". После подписания Россией и США Договора "О стратегических наступательных потенциалах" (Договор о СНП), снявшего запреты на создание межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями (РГЧ), перед этой организацией открылись большие возможности и перспективы создания новейших твердотопливных МБР с РГЧ.

ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" продолжал работать по морской ракетной тематике. К началу XXI века, без учета выводимых из боевого состава устаревших атомных субмарин, в нашей морской стратегической группировке остались: ПЛ проекта 667 БДРМ с жидкостными ракетами с РГЧ комплекса Д-9РМ и ПЛ проекта 941 с твердотопливными ракетами с РГЧ комплекса Д-19. Так как продолжительность эксплуатации ракет на подлодке примерно в два раза меньше времени нахождения ПЛ в боевом составе Военно-морского флота, то при заводском ремонте субмарины, проводимом в середине этого срока, ракеты выгружаются из корабля и заменяются новыми, обычно существенно модернизированными образцами.

Согласно этому правилу комплекс Д-9РМ на ПЛ проекта 667БДРМ должен был сменить более эффективный РК "Синева" с жидкостной ракетой, оснащенной РГЧ, которая успешно прошла испытания. А для замены комплекса Д-19 на ПЛ проекта 941 был создан более эффективный РК Д-19УТТХ ("Барк") с новой твердотопливной ракетой (также с РГЧ), которая вышла на этап летных испытаний с наземного стенда. Под этот ракетный комплекс переоборудовали головную субмарину проекта 941 ("Дмитрий Донской"). Были также разработаны предложения по ракетному комплексу для новой подлодки проекта 955, строящейся на смену вырабатывающим свой ресурс ПЛ проектов 667БДРМ и 941.

Наличие в России двух квалифицированных специализированных головных организаций позволяло надеяться, что существенное уменьшение численности наших стратегических ракет, произошедшее в связи с распадом СССР и истечением сроков эксплуатации стоящих на боевом дежурстве МБР, будет своевременно ликвидировано. Имелось в виду, что Московский институт теплотехники, опираясь на свой опыт создания твердотопливных баллистических моноблочных ракет наземного базирования, оснастит РВСН новейшими твердотопливными МБР с РГЧ, а ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева", занимавшийся морскими баллистическими ракетами с РГЧ, оснастит Военно-морской флот новейшими БР для подводных лодок проектов 667БДРМ, 941 и 955.

Однако события стали развиваться по странному сценарию. На этапе летных испытаний комплекса Д-19УТТХ после трех нештатных пусков ракеты с наземного стенда работы над этим РК были прекращены. Хотя сам факт наличия трех нештатных пусков еще ни о чем не говорит. Например, при летных испытаниях жидкостной ракеты комплекса Д-9РМ с наземного стенда было проведено 16 пусков, из них шесть оказались нештатными. А при летной отработке твердотопливной ракеты комплекса Д-19 были нештатными все первые шесть пусков. Однако это не помешало успешно завершить испытания и принять эти комплексы на вооружение. Тем не менее ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" отстранили от дальнейших работ по ракетным комплексам для ПЛ проектов 941 и 955. Создание комплекса с твердотопливной ракетой, оснащенной РГЧ, ("Булава-30") для ПЛ проекта 955 было поручено Московскому институту теплотехники, никогда ранее не занимавшемуся морской тематикой.

Головная ПЛ проекта 941, переоборудованная ранее для испытаний ракетного комплекса Д-19УТТХ, еще раз была переоборудована. Теперь уже для испытаний ракеты "Булава-30". Несколько бросковых испытаний макета этой ракеты уже проведены. Следует заметить, что раньше никогда из соображений безопасности натурная отработка ракет морского базирования не начиналась сразу с подводной лодки. Бросковые испытания макета ракеты проводились, как правило, со специального притапливаемого безлюдного стенда, а летные испытания ракеты всегда начинались с безлюдного наземного стенда. Целью летных испытаний с наземного стенда являлись проверка и подтверждение безопасности старта, соответствия характеристик комплекса требованиям тактико-технического задания ВМФ и частным техническим заданиям на системы, устройства и агрегаты ракеты и РК, а также выработка заключения о возможности начала испытаний с подводной лодки.

Проведение всех испытаний ракеты сразу с обитаемого объекта - подводной лодки - не может считаться нормальным явлением. Похоже, что трагедия с "Курском" нас ничему не научила. Кроме того, пропагандируется малореалистичная идея универсальности БР "Булава-30", которая будет якобы пригодной для использования как в качестве ракеты морского базирования, так и в качестве ракеты наземного базирования.

Опыт проектных организаций Минобщемаша свидетельствует, что унификация в ракетостроении целесообразна только по отдельным системам и блокам, да и то не всегда. Так, у МБР комплекса РТ-23 и у морской ракеты РК Д-19 были унифицированы твердотопливные двигатели первых ступеней, габаритные и энергетические характеристики которых допускали подобный шаг. Это мероприятие сократило время и упростило проведение стендовой отработки твердотопливного заряда и самого двигателя, но породило множество проблем при оптимизации параметров ракет, определяемых особенностями морского и наземного стартов и начальных участков траекторий полета, и к усложнению конструкции БР. При дальнейшей модернизации этих ракет от унификации двигателей пришлось отказаться.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

Огромный научно-технический потенциал коллектива ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева", формировавшегося десятилетиями при создании морских баллистических ракет, а также уникальная стендовая база для модельной и натурной отработки ракетных систем в условиях, имитирующих параметры подводного старта и полета БР, оказались невостребованными. За этим КБ сохранилось только авторское сопровождение ракетного комплекса на ПЛ проекта 667БДРМ, срок нахождения которых в боевом составе ВМФ находится в завершающей стадии. А это означает, что и полувековая история уникального конструкторского бюро, созданного академиком Виктором Макеевым, близка к завершению, поскольку строительство других ракетных подводных лодок, кроме ПЛ проекта 955, в обозримое время не предвидится.

Таким образом, если в СССР над созданием стратегических ракет наземного и морского базирования трудились четыре высококвалифицированные головные организации, то в России все эти задачи возложены лишь на Московский институт теплотехники.

Понять глубинный смысл всех этих преобразований нам не дано, но если мы действительно живем в эпоху гласности, то нелишне было бы узнать, кто конкретно принял решение об отстранении ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" от работ по морской тематике, т.е. фактически о ликвидации этого старейшего конструкторского бюро. Если такое решение обосновано, то авторы должны подумать и о своевременном перепрофилировании безработного коллектива на другую тематику, что особенно актуально в связи с неоднократными заявлениями президента Российской Федерации о необходимости создания зон высоких технологий и использовании научного потенциала нашей страны. Если же это решение непродуманно и ошибочно, то публикация фактического материала существенно упростит работу прокуратуры, когда последствия такого "судьбоносного" решения станут очевидными.


http://nvo.ng.ru/armament/2005-05-13/6_intrigi.html

_________________
In My Humble Opinion
Click to see if image is larger
Click to see if image is larger
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
ICQ Номер 
Cadet


Регистриран на: 12 Яну 2005
Мнения: 257

МнениеПуснато на: Пет 01 Юли 2005, 14:11    Заглавие:  

Видео от цикъла Ударна сила "Подводен ловец" Пр 671РТМ
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
Jolly Roger.

Регистриран на: 15 Окт 2005
Мнения: 21

МнениеПуснато на: Съб 07 Яну 2006, 09:39    Заглавие:  

Project 935 / Project 955 Borei
On 16 October 1996, Commander in Chief of the Russian Navy ADM Feliks Gromov announced that work would start on a new-generation strategic nuclear-powered submarine, which he said would be "two or three times more powerful" than any submarine currently in the fleet.

The keel of the fourth-generation Project 935 strategic missile submarine Yuri Dolgoruky was laid down at the Sevmash State Nuclear Ship-Building Centre at Severodvinsk on 2 November 1996. The keel-laying was postponed for a week after poor weather made it impossible for high ranking officials to attend, including First Deputy Defense Minister Andrei Kokoshin, Presidential Chief of Staff Anatoly Chubais, Moscow mayor Yuri Luzkhov, and Admiral Gromov. Kokoshin described the new Yuri Dolgoruky as a state-of-the-art submarine with "substantial improvements" over those currently in service, and Chubais termed the new submarine "a totally unique thing, a submarine for the next century."

The city of Moscow sponsored the project, as the lead vessel is named after Prince Dolgoruky, the traditional founder of the city. The wages of shipyard workers and the crew of the new boat will [reportedly] be paid by the city in the event that the federal government is unable to pay. So-called "Presentation" weapons were commonplace in the Red Army during the Great Patriotic War. Presentation weapons were almost always the result of monetary collections taken up locally and voluntarily, and offered towards the cost of various vehicles or other items in the name of some personality or entity. Thus, the workers of a factory, town, or even just local citizens could take up a collection and "buy" a tank or aircraft (etc.) in the name of their Factory, group, or perhaps a local or even national figure -- contemporary or historical.

One of the oldest Russian annals, the Lavrenty Chronicle, was compiled in Nizhny Novgorod at the request of Prince Dmitry Konstantinovich. It contains "The Instructions to His Children of Vladimir Monomakh". Vladimir Monomach ruled in Kiev, the then capital of the Russian state, between 1113 and 1125. He was the father of Yuri Dolgoruky, the founder of Moscow. The meeting of Prince Dolgoruky and Prince Svyatoslav Olgovich on 04 April 1147 in Moscow is the oldest mentioning of Moscow in chronicles.

This is the first submarine of the new Borei-class [Boreas], with a length of 170 meters, a body diameter around 10 metres, and a submerged speed of over 25 knots (over 45km/h). With about half the displacement of the Typhoon, the 935 class was nonetheless designed to carry 20 SLBMs of a new type.

The Yuri Dolgoruky should have entered into service in 2001 as the first of six third-generation submarines that were to replace Mk 941 Typhoon-class SSBNs. However, this did not happen because the development of a solid-fuel ballistic missile, which was to have replaced the obsolete R-39 (RSM-52) SLBM (NATO reporting name, SS-N-20 Sturgeon), was not completed. The missile's initial three tests were conducted unsuccessfully at a White Sea testing range in the late 1990s. Each time, the missile blew up in mid-air, failing to reach its target.

The lead unit of Russia's fourth generation ballistic missile submarine would have reached initial operational capability by 2004, if the plan of launching it by 2002 remained on track. But the Navy leadership's plans to launch one new-generation submarine per year beginning in 2002 appeared unrealistic with the planned financing of national defense. Consequently no more than 9-12 missile-armed submarines with a total of 800-1,000 warheads were likely to remain in the naval strategic nuclear forces by 2010, although the START I and II treaties allow Russia to have up to 1,750-1,900 warheads in the naval component.

Project 955
As of early 1999 it appeared that construction had ceased on the first unit of the Borei-class, pending a redesign of the ship to accomodate a different missile from the originally intended SS-N-28, which had failed its first three test firings and was subsequently said to have been abandoned. The first remained under construction with a scheduled launch in 2005. Other sources stated the commissioning year to be 2007-2010, depending on availability of funds.

The redesigned submarine was reclassified as Project 955. The creation of D-19UTH missile complex designed for the new nuclear strategic submarines of the Borei-class has been undertaken at GRTs KB named after V.P.Makeev. The D-19UTH launch complex is to replace the D-9 launch complex with RSM-52 ballistic missiles. The new complex will be equipped with a solid-fuel ballistic missile of greater reliability and longer range, capable of being fired from the surface and under-water positions.

As of May 2000 the Yuri Dolgoruky, which was reported in 1998 to be only 2-3% complete, was said to be 47% complete. Government funds were approved in December 2000 for construction of the SSBN. The new design is intended to carry a dozen naval variants of the Topol-M ballistic missile.

As of June 2000 the Russian Navy claimed that it operated 26 strategic nuclear submarines carrying 2,272 nuclear warheads on 440 ballistic missiles. This force is said to consist of 5 Typhoon class submarines, 7 Delta-IV class submarines, and 13 Delta-III class submarines [which only adds up to 25, not 26 submarines]. Not all of these submarines are seaworthy. The oldest of these boats, which entered service in 1983, will reach the end of their 20-25 year service life about the time the first 935 is commissioned. In fact, by the end of 2000 the active Russian SSBN force was about a dozen submarines, with a few other units nominally in commission. The Russian Navy reportedly believed that 12 strategic nuclear submarines with ballistic missiles represent the minimum necessary force structure. According to media reports a classified presidential decree of 04 March 2000 established this force goal for the period through 2010.

Little progress had been made on the submarine due to the lack of funding. In 2003, Sevmash reportedly received extra funding to accelerate the completion of this submarine. In July 2003 it was reported that construction of Yuri Dolgoruky was 40% complete.

In August 2003 the head of the MoD newbuilding department, Alexei Moskovsky, said that the Russian fleet would get four new strategic subs armed with new missiles by 2010, under the conditions of timely financing. But he did not exclude the possibility that the commissioning of the subs may be delayed by 1.5 to 2 years due to economic and technical reasons. He said this would include three Yuri Dolgoruky type (project 955), armed with the the new Bulava missiles, as well as the project 941 Akula sub returned from the overhaul in 2002, also equipped with the new Bulava missiles.

On 19 March 2004 Sevmash laid down a second strategic missile submarine of the Project 955 Borey class. The Aleksandr Nevskiy was designed from the outset to carry a new solid-propellant Bulava missiles.

As of late 2005 two submarines were being constructed at the Sevmash plant in Severodvinsk in the Arkhangelsk region. The first submarine, the Yury Dolgoruky, was to be commissioned in 2006 and the second, the Alexander Nevsky, in 2007. In late 2005 it was reported that a third would be ready by 2010.
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
T-72
[Admin]


Регистриран на: 16 Яну 2004
Мнения: 10067
Местожителство: Burgas

МнениеПуснато на: Съб 18 Фев 2006, 21:52    Заглавие:  

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА ПОПАЛА ТОЧНО "В КОЛ"

НИКИТА ХРУЩЕВ, ПОЛУЧИВ ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ СТРЕЛЬБЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Б-62, ПРИШЕЛ В БУРНЫЙ ВОСТОРГ
За послевоенный период Военно-морской флот СССР (начиная с конца 50-х гг. прошлого века) достиг вершины в развитии и строительстве как по количественному и качественному составу боевых носителей всех родов сил и обеспечивающих их систем и структур, так и по общему боевому потенциалу и возможностям флота в целом. Автор этих строк, прослужив на подводных лодках более 20 лет, был первым командиром дивизии подводных стратегических ракетоносцев на ТОФ, одним из первых же осваивал совершенно новые для флота корабли и их оружие. Одному из самых интересных эпизодов своей командирской биографии он и посвятил эту статью.
В послевоенные годы как в нашей стране, так и за рубежом, прежде всего в США, усиленно занимались работами в области создания образцов ракетного оружия (РО). Определенные успехи в отечественном военном ракетостроении уже в начале 50-х годов прошлого столетия способствовали постановке на повестку дня вопроса о вооружении ракетным оружием не только Сухопутных войск и авиации, но и сил флота - в первую очередь его надводных кораблей и подводных лодок (ПЛ).



Первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки (ПЛ Б-67: готовность к старту, пуск).
Фотоархив ''ВПК''

КАК ПОДНЯЛАСЬ "ВОЛНА"

26 января 1954 г. Совмин СССР принял постановление "О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с ракетным вооружением". Эти работы получили шифр "Волна". Главным конструктором проекта ПЛ был назначен видный советский ученый в области судостроения академик АН СССР Николай Никитич Исанин, а ответственным за ракетное оружие - главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев, под руководством которого началась разработка ракетного комплекса (РК) для ПЛ, получившего шифр Д-1. Первой баллистической ракетой (БР) этого РК, которую предстояло "прописать" на подводной лодке, приняли сухопутную тактическую одноступенчатую ракету класса "земля-земля" типа Р-11, доработанную в соответствии с требованиями ВМФ. Этой ракете после ее доводки был присвоен шифр Р-11ФМ.

РК Д-1 с БР типа Р-11ФМ был принят на вооружение в 1959 г. Полностью заправленная компонентами топлива (горючее - керосин, окислитель - азотная кислота) БР имела стартовую массу 5,5 т, массу боевого блока - 1100 кг. Длина ракеты - 10,3 м, диаметр - 0,88 м (размах стабилизаторов - 1,75 м). На переоборудованной ПЛ проекта 611 имелось две ракетных шахты диаметром 2,4 м и высотой по 14 м. Дальность стрельбы первой морской БР с неотделяемой головной частью составляла 250 км.

Первый в мире пуск БР Р-11ФМ с обычной боевой частью был выполнен с дооборудованной ПЛ проекта В-611 Б-67 (командир - капитан 3-го ранга Ф.И. Козлов) из надводного положения именно в СССР 16 сентября 1955 г. в 17 ч. 32 мин. по московскому времени на Северном флоте. А через несколько минут в 250 км от места старта, в заданном квадрате полигона, прогремел мощный взрыв, после которого образовалась воронка глубиной 6 м и диаметром 14 м. Таков был итог напряженного, почти 20-месячного труда конструкторов, испытателей и личного состава ПЛ. Успешным окончанием экспериментальной части темы "Волна" было доказано, что ПЛ, являющиеся мощным боевым средством войны на море, способны также наносить удары по береговым объектам и уничтожать их в глубине территории противника.

После завершения этого этапа испытаний ПЛ Б-67 была принята в состав ВМФ, но только в качестве учебно-опытового корабля с ракетным оружием: на ней решили испытывать последующие образцы БР. А на основе этой ПЛ был выполнен уточненный проект АВ-611, по которому с учетом всех замечаний, выявленных в ходе испытаний Б-67, построили небольшую (всего из четырех единиц) серию лодок.

Пятой ПЛ этого типа стала Б-62, но не специальной постройки, как параллельно построенные четыре ПЛ по специальному проекту АВ-611, а переоборудованная по этому же проекту дизельная большая океанская ПЛ проекта 611. Автор этих строк после окончания в 1953 г. Высших специальных офицерских классов ВМФ в Ленинграде в звании капитана 3-го ранга был назначен сначала старшим помощником, а вскоре и командиром этой ПЛ, достраивающейся на заводе. Офицер ВМФ, получивший в то время такое назначение, испытывал, кроме высокой ответственности, чувство гордости, связанное с правом командовать таким кораблем.

ЛЕНИНГРАД - ВЛАДИВОСТОК

В 1954 г. лодка Б-62 по Беломоро-Балтийскому каналу была переведена на СФ на военно-морскую базу (город) Полярный. После недолгой службы в составе подводных сил СФ наша ПЛ в составе отряда особого назначения в июне-августе 1955 г. Северным морским путем перешла на Камчатку. В конце 1956 г. я получил приказ перейти во Владивосток. В обстановке повышенной секретности ПЛ Б-62 в период с января 1957 г. по июль 1958-го была переоборудована на Дальзаводе по проекту АВ-611 и включена в состав подводных сил ТОФ. Одновременно с переоборудованием ПЛ Б-62 для подготовки и погрузки ракет на флоте была развернута ракетно-техническая база (РТБ).

Проект АВ-611 предусматривал установку двух вертикальных ракетных шахт с двумя ракетами Р-11ФМ в носовой части четвертого отсека (за счет демонтажа одной из четырех групп аккумуляторной батареи). Одновременно изменялся, в сравнении с проектом 611, состав других видов вооружения корабля: убирались запасные торпеды, мины уже не предусматривались к приему, снимались артиллерийские установки. Как и на проекте 611, сохранялись те же средства навигации, связи, приборы управления торпедной стрельбой, частично радиолокационное вооружение и энергетическая установка, которая лишилась только одной группы элементов, что уменьшило запасы электроэнергии и исключило возможность работы главного гребного электродвигателя на полной мощности. Скорость ПЛ в подводном положении уменьшилась с 15 узлов до 12,5 узла, а дальность плавания - с 440 миль до 290 миль.

Предстартовая подготовка ракет перед пуском начиналась в подводном положении ПЛ на боевом курсе (желательно близком по значению к азимуту стрельбы), на постоянной скорости (около 3 узлов) и без изменения глубины погружения (30-40 м). Затем лодка всплывала, открывалась крышка шахты, ракета на пусковом столе, удерживаемая корсетным устройством, поднималась к верхнему срезу шахты. При нажатии кнопки "пуск" включался двигатель, одновременно ракета освобождалась от корсетного устройства и начинала полет по траектории: поднималась вверх, примерно на высоту 50 км, переходила на баллистическую кривую. При достижении определенной скорости (обеспечивающей полет на заданную дистанцию) происходила "отсечка" работы двигателя, и ракета (без отделения головной части) продолжала движение по баллистической траектории к цели как свободно брошенное тело. Предусматривалось оснащение ракет специальными боевыми частями. Все операции в надводном положении (включая закрытие крышки шахты после старта) по нормативам должны были занимать не более 5 мин., после чего ПЛ срочно погружалась и уходила из района стрельбы. Старт мог выполняться при движении лодки любым курсом, со скоростью до 20 узлов, при волнении моря до 5 баллов.

На сентябрь 1958 г. было назначено проведение испытаний с практическими пусками двух ракет. Предназначенные для стрельбы БР прошли так называемые стендовые испытания, были полностью заправлены компонентами топлива, а 4 сентября приняты ракетным расчетом нашей ПЛ и погружены в шахты.

"СНИЗИТЬ В ВОИНСКОМ ЗВАНИИ"

6 сентября 1958 г. впервые на ТОФ наша ПЛ Б-62 выполнила ракетную стрельбу двумя БР по боевому полю полигона. Отклонения от точки прицеливания обеих ракет соответствовали отличной оценке. Но экипаж Б-62 ожидали более серьезные испытания, которым предшествовали события, для меня весьма неприятные.

Приказом командующего подводных сил ТОФ я был назначен старшим группы контроля за итогами торпедных стрельб трех ПЛ и убыл на эсминце (корабль - цель) в море. Тем же приказом на время моей командировки в командование подводной лодкой вступил допущенный к самостоятельному управлению старший помощник. Торпедные стрельбы ПЛ прошли успешно. Но при возвращении на базу я был буквально ошеломлен сообщением о чрезвычайном аварийном происшествии на моей лодке: произошел пожар - выгорел весь второй отсек (к счастью, без жертв личного состава). Словом, Б-62 вышла из строя и была поставлена в ремонт. Причина пожара - неправильные действия матроса. И хотя я довольно долго отсутствовал на корабле, в том числе и во время происшествия, командование флота не стало особенно разбираться: как водится, у нас всегда виноват командир. Вскоре последовал приказ главкома ВМФ: "За низкую организацию службы на подводной лодке, приведшую к пожару и выходу корабля из строя, капитана 2-го ранга Дыгало В.А. снизить в воинском звании до капитана 3-го ранга". Удар для меня был сокрушительный. Через полгода выходил установленный срок присвоения звания капитана 1-го ранга. А тут "повышение" со знаком минус.

Однако фортуна вскоре все же повернулась ко мне лицом. 4 октября 1959 г. во Владивосток прибыл первый секретарь КПСС, председатель Совмина СССР Н.С. Хрущев. Он возвращался из Пекина, где принимал участие в торжествах по случаю десятилетия образования КНР. По пути решил завернуть в Приморье. Вечером того же дня меня вызвали в штаб флота и поставили задачу: принять с РТБ и погрузить на Б-62 две ракеты. Быть готовым к стрельбе 6 октября к 10.00. Надо сказать, что эти сроки были вдвое короче нормативных. Но работали без отдыха, днем и ночью, первая часть задачи была выполнена в срок.

Утром 6 октября в гавань, где стояла наша Б-62, вошел эсминец под флагом главы государства. На его борту, кроме Н.С. Хрущева, находились главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков, командующий ТОФ адмирал В.А. Фокин, член военного совета - начальник политуправления флота контр-адмирал М.Н. Захаров и другие официальные лица. Заранее на пирсе развесили демонстрационные схемы подводной лодки и ракеты. В течение 15 минут я доложил необходимые тактико-технические данные. Хрущев внимательно выслушал, потом, обращаясь к Фокину, спросил: "Какой у вас дальнейший распорядок дня?". "Сейчас на кораблях идет боевая подготовка, в 13 часов обед", - отвечал Фокин. "Вот и хорошо, - сказал Хрущев. - Чтобы не нарушать распорядка, старт назначим на 13.00, а потом и пообедаем".

"МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СТРЕЛЬБЫ"

Я посмотрел на часы. Стрелки показывали 10 часов 30 минут. То есть до старта оставалось два с половиной часа. Из этого час нужно было потратить на переход самым полным ходом в точку погружения района стрельбы. Для маневрирования на боевом курсе оставалось примерно часа полтора. Но дело в том, что по специфике технического устройства и функционирования РК Д-1 (это ведь был самый первый и еще не особенно совершенный наш ракетный комплекс с БР) по правилам ракетной стрельбы ПЛ необходимо было "лежать" (то есть находиться) строго на боевом курсе, не меняя скорости и глубины погружения, не менее трех часов! После чего всплывать перед стартом обязательно без дифферента и крена, на ровном киле. Я ожидал, что кто-то из высоких начальников доложит об этом Хрущеву и он согласится перенести время старта. Но, как бывает обычно в таких случаях, все промолчали. И мне оставалось только бодро приложить руку к козырьку и сказать "Есть!". Исход стрельбы мог быть непредсказуемым. Не случайно один из начальников прошептал мне на ухо: "Ты только в эсминец не попади!".

ПЛ рванула в море самым полным ходом. За час добежали до позиции, как можно точнее определили свое место и погрузились на глубину 30 м. Вскоре акустик доложил: "Слева 175, шумы винтов эсминца!". Всплыли на перископную глубину. Я поднял перископ. Эсминец под флагом главы государства. Он был совсем рядом, не более 5 кабельтовых, и при 20-кратном увеличении я отлично различал даже лица всех начальников. Погода была солнечной, на небе ни облачка, штиль. Но тут взбунтовался командир БЧ-2 (ракетной боевой части) капитан-лейтенант Бардинов: "Товарищ командир, я стрелять отказываюсь! Мы нарушаем все правила подготовки к стрельбе! Прошу разрешить сделать запись в вахтенном журнале".

Как можно спокойнее, я ему ответил: "Мы не имеем права отказаться от стрельбы, когда нам отдал приказ сам Верховный главнокомандующий. Нам не приказывали попасть в цель. Нам приказали в 13 часов выстрелить. Такова задача! И мы ее должны выполнить. Давайте выполним предстартовую подготовку так, чтобы в 13 часов, ровно с шестым коротким сигналом, ракета стартовала. Такова задача! И больше от нас ничего не требуется".

Успокоил подчиненного. Но у самого сердце сжималось. В расчетное время всплыли в позиционное положение (промежуточное положение между надводным и подводным. - Прим. авт.). Через перископ наблюдал, как открылась крышка носовой шахты, как ракета на стартовом столе поднялась до верхнего среза шахты. Получив доклад командира БЧ-2: "К старту готов!", - дал команду: "Старт разрешаю". Командир БЧ в 13.00 нажал кнопку. На контрольном пульте в боевой рубке засветился транспарант "Выстрел". Раздался грохот двигателей. Две штанги корсетного устройства, как две руки, стремительно отошли от корпуса ракеты, и она стремительно ушла в голубую высь, оставляя за собой шлейф пламени. Зрелище, причем не виданное еще в те времена, было, прямо скажем, впечатляющим.

Лодка срочно погрузилась, обозначая уклонение от возможного ответного "удара противника". Выполнив маневр, всплыли в надводное положение. На эсминце подняли сигнал "Добро" (флагман одобряет ваши действия. - Прим. авт.) и приказали следовать на базу. Сигнал внес уверенность, что ракета достигла района цели. Я тогда еще не знал, что, стартовав с ПЛ, очертив баллистическую кривую и пролетев 158 км, ракета разнесла вдребезги поставленный в точке прицеливания большой артиллерийский щит (это называется "попасть в кол"). Хотя столь феноменальное точное попадание, безусловно, стало "случайным результатом удачного сложения ошибок". Думаю, что такое случается раз в сто лет!

"ПОДПИШИ СЕЙЧАС ЖЕ ПРИКАЗ!"

Как рассказывал потом командир эсминца, на ходовом мостике происходило следующее. Хрущев, получив доклад о результатах стрельбы, пришел в бурный восторг и чуть ли не сплясал что-то вроде гопака. Потом, сжав кулак и похлопав им по бедру, одновременно показывая присутствующим другой кулак, произнес: "Вот где все они теперь у меня!". Далее, обращаясь к Горшкову, спросил: "Почему подводная лодка - корабль 1-го ранга, а командир всего лишь капитан 3-го ранга?". Горшков ответил: "Будет и второго ранга". "Нет, - сказал Хрущев, - ты подпиши сейчас же приказ, а я вручу командиру погоны капитана 2-го ранга!". К слову, флотские болтуны-юмористы (таких на флоте всегда хватало) потом сочинили байку, будто бы я на вопрос Горшкова: "Почему вы, товарищ Дыгало, до сих пор капитан 3-го ранга?", - ответил ему: "Вы, товарищ главнокомандующий, должны бы помнить, кого разжалуете!". Но это болтовня - такого не было.



Командир Б-62 В.А. Дыгало докладывает Н.С. Хрущеву.
Фотоархив ''ВПК''

Когда лодка ошвартовалась, я увидел, что меня ожидает черная "Волга". Офицер-порученец командующего ТОФ попросил как можно быстрее переодеться и следовать с ним в штаб флота. Я догадался, что попал с корабля на бал. В конференц-зале во всю его длину был накрыт стол. Во главе - Н.С. Хрущев, слева - главком, справа - командующий флотом. Как положено по уставу, я строевым шагом промаршировал к главе государства и рапортовал: "Товарищ председатель Совета министров СССР! Ваше приказание выполнено. Ракетная стрельба произведена. Командир подводной лодки Б-62 капитан 3-го ранга Дыгало". Хрущев обнял меня и сказал так, чтобы слышали окружающие: "Мы убедились, что мы сейчас с Богом в ладах. Хотя говорят, что коммунисты против Бога, - это неправильно. Потому что мы посылаем к Богу то, что нужно нам, а он уж посылает куда нужно. Нас это сотрудничество устраивает. А ты, моряк, молодец!".

Тут появился официант с подносом. На подносе лежали погоны капитана 2-го ранга и стояли два хрустальных фужера с водкой. "Ты мне только напомни, что сначала, когда вручают погоны, сначала пьют, а потом вручают, или вручают - потом пьют?" - обратился ко мне Хрущев. "Сначала, Никита Сергеевич, вручают, а уж потом "обмывают", - ответил я. Так и поступили...

ПАРИТЕТА ДОСТИГЛИ, НО БЕЗ ХРУЩЕВА

Возвращаясь к прошлому, следует отметить, что Хрущев был не только горячим сторонником, но, как принято выражаться ныне, и активным лоббистом внедрения ракетного оружия во все виды ВС. Обладая практически неограниченной властью, он буквально заставлял маршалов, генералов, адмиралов и конструкторов заниматься ракетами. В то же время не следует забывать, что Хрущев, недооценивая развития других вооружений, буквально свихнулся на ракетах, чем нанес ущерб Сухопутным войскам, авиации и флоту, заставив порезать на иголки стоявшие на верфях новейшие артиллерийские крейсера. Несомненно, ракетное увлечение Хрущева не обошлось без издержек. Но в стратегическом плане он, как показало время, действовал все же правильно. Он взял курс на строительство современного ракетно-ядерного флота и неизменно выдерживал его. К концу 1964 г., то есть к моменту снятия Хрущева с высоких должностей, флот располагал 46 атомными подводными лодками, в том числе 8 - с баллистическими ракетами и 19 - с противокорабельными, 325 дизельными лодками и 150 ракетными катерами. Однако Хрущев не разбирался и не мог разбираться в многообразных технических аспектах "великого" ракетного перевооружения. Его больше интересовали политические и экономические результаты этого процесса. Благодаря широкому внедрению ракетно-ядерного оружия он хотел добиться военно-стратегического паритета с Соединенными Штатами Америки (паритет был в конце концов достигнут, но уже без Хрущева) и при этом сэкономить значительные средства для народного хозяйства за счет резкого сокращения обычных вооружений. С другой стороны, мода на ракеты привела к распылению, по моему мнению, тех же средств, поскольку в 50-е гг. минувшего века одновременно создавалось множество типов ракетного оружия во всех видах ВС.

Но все же главным событием тех лет для ВМФ и страны в целом стал факт международного масштаба: приняв на вооружение в 1959 г. РК Д-1 с БР типа Р-11ФМ, Советский Союз стал первой в мире страной, в которой в состав подводных сил ВМФ вошли ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами. Первые дизельные подводные ракетоносцы - носители баллистических ракет, успешно решив все возлагавшиеся на них задачи, вскоре уступили свое место более совершенным кораблям того же боевого предназначения. Сначала океанским - тоже дизельным лодкам проектов 629 и 629А и атомным - проекта 658, обладавшим большими боевыми возможностями и эффективностью, а затем и кораблям последующих проектов и поколений - ракетным подводным крейсерам стратегического назначения.

Виктор ДЫГАЛО
контр-адмирал в отставке, кандидат военных наук, член-корреспондент
Click to see if image is larger
Click to see if image is larger

_________________
Кръвта вода не става!!!
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
ICQ Номер 
калло

Регистриран на: 09 Яну 2004
Мнения: 7458
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Съб 18 Мар 2006, 08:18    Заглавие:  

аре едно оптичистично репортажче от ОРТ

http://www-download.1tv.ru/video/2006_03/1703061207.asf
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
калло

Регистриран на: 09 Яну 2004
Мнения: 7458
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Нед 19 Мар 2006, 09:02    Заглавие:  

100 години руски подводен флот


репортаж на ОРТ - басейна, сауната и солариума на стратегическа подводница, котката и пиенето на морска вода и целуването на чук при първи поход Laughing

http://www-download.1tv.ru/video/2006_03/1803062105.asf
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
калло

Регистриран на: 09 Яну 2004
Мнения: 7458
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Пон 20 Мар 2006, 17:43    Заглавие:  

В Северодвинске приступили к строительству атомного подводного ракетного крейсера "Владимир Мономах"


http://www-download.1tv.ru/video/2006_03/2003060906.asf
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
Елемаг
[Moderator]


Регистриран на: 01 Яну 2004
Мнения: 27451
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Пет 07 Апр 2006, 19:37    Заглавие:  

Cool Cool Cool
Подземная база подводных лодок, часть I
http://russos.livejournal.com/210363.html

_________________
ЕДИНСТВЕНОТО ПРАВО НА ВРАГА Е ДА БЪДЕ УНИЩОЖЕН!
Click to see if image is larger
Да бъдеш добър е лесно. Трудно е да бъдеш справедлив!
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
yautja


Регистриран на: 16 Дек 2005
Мнения: 1299
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Вто 02 Май 2006, 14:48    Заглавие:  

Любопитно четиво:

БУДУЩЕЕ НАШЕГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА


http://subclub.narod.ru/filosof/futpl/futsub.html

А.Вырский, В.Ульянов
24/03/2002

_________________
WE OWN THE NIGHT
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
popay_the_sailor
[Admin]


Регистриран на: 06 Яну 2004
Мнения: 10243
Местожителство: Варна

МнениеПуснато на: Вто 13 Юни 2006, 17:57    Заглавие:  

Етапи на утилизация на съветски (руски) атомни подводници:
http://www.dfait-maeci.gc.ca/foreign_policy/global_partnership/nuclearsubs_steps-ru.asp

_________________
Rolling, turning, diving
Rolling, turning, diving, going in again
Run, live to fly, fly to live, do or die
Run, live to fly, fly to live, Aces high.
--------------------------------------------
Есть ложь, наглая ложь и советская историография
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
ICQ Номер 
Елемаг
[Moderator]


Регистриран на: 01 Яну 2004
Мнения: 27451
Местожителство: София

МнениеПуснато на: Чет 28 Юни 2007, 19:26    Заглавие:  

Cool Cool Cool
Военно-морской флот России 28 июня провел успешный испытательный запуск новейшей баллистической ракеты "Булава", сообщает РИА Новости.
Как заявил начальник службы информации ВМФ Игорь Дыгало, "Булава" была запущена из акватории Белого моря по полигону Кура, расположенному на Камчатке.

По его словам, "головная часть ракеты в установленные сроки прибыла в полигон".

Запуск ракеты был произведен с атомного ракетного крейсера стратегического назначения "Дмитрий Донской" из подводного положения.

Напомним, испытания "Булавы" начались осенью 2004 года. 23 сентября состоялся пуск массо-габаритного макета ракеты с борта "Дмитрия Донского", затем 27 сентября и 21 декабря 2005 года последовали успешные пуски из надводного и подводного положения по полигону Кура.

Однако три следующих пуска, проведенных 7 сентября, 25 октября и 24 декабря 2006 года, оказались неудачными. Для расследования причин нештатных ситуаций в Министерстве обороны была создана специальная комиссия.

Другая спецкомиссия расследовала обстоятельства утечки сведений о неудачных пусках "Булавы", в результате чего из Вооруженных сил были уволены три офицера центрального аппарата МО и ВМФ. Они передали журналистам информацию до ее официального подтверждения.

_________________
ЕДИНСТВЕНОТО ПРАВО НА ВРАГА Е ДА БЪДЕ УНИЩОЖЕН!
Click to see if image is larger
Да бъдеш добър е лесно. Трудно е да бъдеш справедлив!
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение Изпрати мейла 
Fuzzy_Logic

Регистриран на: 08 Юли 2006
Мнения: 644

МнениеПуснато на: Вто 03 Май 2016, 19:58    Заглавие:  

Страница посветена на проект 941 Акула

http://www.project-941.ru/

Има интервю с капитани служили на подводница от този проект.

Валерий Александрович Лещев (ВЛ), капитан 2 ранга, командир электромеханической боевой части (БЧ-5)

Виталий Петрович Рыбачев (ВР), капитан 3 ранга, командир группы радиотехнической службы

Владимир Леонидович Павлов (ВП), капитан 2 ранга, командир ракетной боевой части (БЧ-2)
Върнете се в началото
Вижте профила на потребителя Изпратете лично съобщение 
Покажи мнения от преди:   Сортирай по:   
Страница 1 от 1 [12 Мнения]  
Създайте нова тема   Напишете отговор Предишната тема :: Следващата тема
 Главната страница » ОКЕАН - МОРСКИ ФОРУМ » Съвременен военен флот
Идете на:  

Не Можете да пускате нови теми
Не Можете да отговаряте на темите
Не Можете да променяте съобщенията си
Не Можете да изтривате съобщенията си
Не Можете да гласувате в анкети

[ Time: 0.4035s ][ Queries: 14 (0.0045s) ][ Debug on ]

 
Copyright ©2006-2012 Air Group 2000 Ltd. All rights reserved. support@airgroup2000.com

eXTReMe Tracker